Спиральный принцип успеха. Аттестация учащихся по математике

Разделы: Математика


Спиральные структуры признаны самой удачной моделью окружающих человека явлений, и являются синтезом циклического и поступательного движения, переводящего с каждым новым витком на новый уровень. То, что всё в мире развивается по спирали, уже не вызывает сомнения.

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания.

Идеи применения спирального принципа для достижения успеха получили широкое распространение, и на данный момент активно применяются в бизнесе.

Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу:

Если спроецировать теории спирального принципа успеха и развития личности на методику подготовки учащихся к аттестации, это приведет к повышению результатов обучения математике и достижению максимального успеха на экзаменах для каждого выпускника.

Итак, следующей задачей является определение этапов достижения успеха.

Для ее решения мы спроецировали уровни спиральной динамики Грейвса (http://spiraldynamics.ru/kak-rabotaet/obzor-
spiralnoj-dinamiki) на этапы преодоления трудностей учащихся.

.

Основная суть разработанной модели заключается в том, что зная уровень восприятия ученика, можно удовлетворить его потребности и ликвидировать трудности, обеспечив переход на новый более высокий уровень восприятия.

Трудности, возникающие у учащихся на экзаменах, разделены психологами на несколько типов в зависимости от особенностей личности учащегося. Для определения трудностей используются рекомендации по оказанию помощи детям при подготовке к ЕГЭ. (Приложение 1)

В центре спирального подхода к обучению стоит ученик, поэтому мы разработали модель, соединяющую основные этапы обучения и спиральную схему преодоления трудностей учащимися. Разработанная модель обучения состоит из 4-х этапов, на каждом из которых достигается определяющее универсальное учебное действие (в соответствии с задачами федеральных государственных образовательных стандартов).

Переход на новый уровень происходит после анализа обучения, диагностики, тренировки и индивидуальной коррекции личностных проблем учащихся.

Разработанная модель является универсальной и может быть применена для решения любой образовательной задачи, не зависимо от содержания обучения.

Для систематизации дидактических материалов по математике в соответствии с уровнем психологической готовности учащихся к аттестации, мы разработали схему организации учебного процесса по спиральному принципу.

Основываясь на цветовых уровнях спиральной динамики (http://www.pstke.ru/dinamic.html), мы выделили основные характеристики миропонимания и видения проблем учащимися, а так же соответствующие уровню качества личности и рекомендации по использованию дидактических материалов, способствующих преодолению проблем учащихся и переходу на новый уровень.

Цвет Уровень Девиз Качество Используемые дидактические материалы
Бежевый уровень выживания не буду делать то, без чего можно обойтись определяются резервы учащихся в процессе обучения УМК по предмету.

Опросы, упражнения, наблюдение

Фиоле-
товый
уровень защиты от непонятного не могу сделать то, что не умею диагностика знаний и навыков учащихся mioo.ru – система Ткуб для подготовки к ГИА и ЕГЭ по различным предметам.

dist156.ru – система дистанционного обучения  moodle в рамках школы

Красный уровень утверждения хочу научиться делать степень мотивации Дистанционные тренировочные работы позволяют организовать тематическое повторение в индивидуальном темпе и по индивидуальному плану.

Автоматизированные формы контроля

Синий уровень познания правил объясните, как мне это сделать инд-й подход Индивидуальные карточки,  игровые уроки.

Работа со слабо мотивированными детьми

Оран-
жевый
уровень жажды успеха попытаюсь сделать правильно самостоя-
тельность
Разработанная система устных упражнений предполагает не только восприятие на слух, но и восприятие зрительных образов и письменную запись, т.к. даже китайская мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.

А воздействие сразу на три органа чувств (слух, зрение, осязание) дает максимальный результат обучения.

Это позволяет слабым учащимся отработать элементарные  навыки, а сильным ученикам позволяет  самостоятельно провести самодиагностику

Зеленый уровень правильности могу делать то, чему научили само-
контроль
Работа с бумажными бланками.

Использование демонстрационных вариантов fipi.ru

Генератор  вариантов ЕГЭ http://alexlarin.net

Желтый уровень гибкости делаю сам и учу других активизация мышления Индивидуальная работа по карточкам на основе выявленных пробелов.

Выборка заданий на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена http://www.ege.edu.ru.

Организация работы в группах

Бирю-
зовый
уровень глобальности уверен в себе успешность Решению коммуникативных проблем помогает и проведение учениками уроков по разработанным вместе с учителем планам.

Такие уроки часто проводятся на этапе повторения.

Проектная деятельность и внеклассные мероприятия по предмету тоже  помогает повысить самооценку, уверенность в собственных силах.

Нами разработан персональный сайт Трофимовой Л.А., на котором находятся методические разработки в разделе Публикации(http://umatla.ru/portfolio/pub) и в разделе Спиральный принцип успеха (http://umatla.ru/teachers/got-g-e/spus);

на сайте конкурса "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября" (https://urok.1sept.ru/authors/102-519-731);

на сайте дистанционной поддержки школы (http://dist156.ru).

Наши коллеги по школе успешно проводят апробацию разработанной системы.