Спиральные структуры признаны самой удачной моделью окружающих человека явлений, и являются синтезом циклического и поступательного движения, переводящего с каждым новым витком на новый уровень. То, что всё в мире развивается по спирали, уже не вызывает сомнения.
Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания.
Идеи применения спирального принципа для достижения успеха получили широкое распространение, и на данный момент активно применяются в бизнесе.
Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу:
Если спроецировать теории спирального принципа успеха и развития личности на методику подготовки учащихся к аттестации, это приведет к повышению результатов обучения математике и достижению максимального успеха на экзаменах для каждого выпускника.
Итак, следующей задачей является определение этапов достижения успеха.
Для ее решения мы спроецировали уровни
спиральной динамики Грейвса (http://spiraldynamics.ru/kak-rabotaet/obzor-
spiralnoj-dinamiki) на этапы преодоления трудностей
учащихся.
.
Основная суть разработанной модели заключается в том, что зная уровень восприятия ученика, можно удовлетворить его потребности и ликвидировать трудности, обеспечив переход на новый более высокий уровень восприятия.
Трудности, возникающие у учащихся на экзаменах, разделены психологами на несколько типов в зависимости от особенностей личности учащегося. Для определения трудностей используются рекомендации по оказанию помощи детям при подготовке к ЕГЭ. (Приложение 1)
В центре спирального подхода к обучению стоит ученик, поэтому мы разработали модель, соединяющую основные этапы обучения и спиральную схему преодоления трудностей учащимися. Разработанная модель обучения состоит из 4-х этапов, на каждом из которых достигается определяющее универсальное учебное действие (в соответствии с задачами федеральных государственных образовательных стандартов).
Переход на новый уровень происходит после анализа обучения, диагностики, тренировки и индивидуальной коррекции личностных проблем учащихся.
Разработанная модель является универсальной и может быть применена для решения любой образовательной задачи, не зависимо от содержания обучения.
Для систематизации дидактических материалов по математике в соответствии с уровнем психологической готовности учащихся к аттестации, мы разработали схему организации учебного процесса по спиральному принципу.
Основываясь на цветовых уровнях спиральной динамики (http://www.pstke.ru/dinamic.html), мы выделили основные характеристики миропонимания и видения проблем учащимися, а так же соответствующие уровню качества личности и рекомендации по использованию дидактических материалов, способствующих преодолению проблем учащихся и переходу на новый уровень.
Цвет | Уровень | Девиз | Качество | Используемые дидактические материалы |
Бежевый | уровень выживания | не буду делать то, без чего можно обойтись | определяются резервы учащихся в процессе обучения | УМК по предмету. Опросы, упражнения, наблюдение |
Фиоле- товый |
уровень защиты от непонятного | не могу сделать то, что не умею | диагностика знаний и навыков учащихся | mioo.ru – система Ткуб для
подготовки к ГИА и ЕГЭ по различным предметам. dist156.ru – система дистанционного обучения moodle в рамках школы |
Красный | уровень утверждения | хочу научиться делать | степень мотивации | Дистанционные тренировочные
работы позволяют организовать тематическое
повторение в индивидуальном темпе и по
индивидуальному плану. Автоматизированные формы контроля |
Синий | уровень познания правил | объясните, как мне это сделать | инд-й подход | Индивидуальные карточки,
игровые уроки. Работа со слабо мотивированными детьми |
Оран- жевый |
уровень жажды успеха | попытаюсь сделать правильно | самостоя- тельность |
Разработанная система устных
упражнений предполагает не только восприятие на
слух, но и восприятие зрительных образов и
письменную запись, т.к. даже китайская мудрость
гласит: “Я слышу – я забываю, А воздействие сразу на три органа чувств (слух, зрение, осязание) дает максимальный результат обучения. Это позволяет слабым учащимся отработать элементарные навыки, а сильным ученикам позволяет самостоятельно провести самодиагностику |
Зеленый | уровень правильности | могу делать то, чему научили | само- контроль |
Работа с бумажными бланками. Использование демонстрационных вариантов fipi.ru Генератор вариантов ЕГЭ http://alexlarin.net |
Желтый | уровень гибкости | делаю сам и учу других | активизация мышления | Индивидуальная работа по
карточкам на основе выявленных пробелов. Выборка заданий на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена http://www.ege.edu.ru. Организация работы в группах |
Бирю- зовый |
уровень глобальности | уверен в себе | успешность | Решению коммуникативных проблем
помогает и проведение учениками уроков по
разработанным вместе с учителем планам. Такие уроки часто проводятся на этапе повторения. Проектная деятельность и внеклассные мероприятия по предмету тоже помогает повысить самооценку, уверенность в собственных силах. |
Нами разработан персональный сайт Трофимовой Л.А., на котором находятся методические разработки в разделе Публикации(http://umatla.ru/portfolio/pub) и в разделе Спиральный принцип успеха (http://umatla.ru/teachers/got-g-e/spus);
на сайте конкурса "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября" (https://urok.1sept.ru/authors/102-519-731);
на сайте дистанционной поддержки школы (http://dist156.ru).
Наши коллеги по школе успешно проводят апробацию разработанной системы.