Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображения в письме и чтении.
Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг и абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных и естественных идет речь, когда имеют в виду патологию. Патологию письма и чтения обозначают следующими терминами: дисграфия - специфическое нарушение техники письма, дислексия - специфическое нарушение техники чтения.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях букв на письме. Основываясь на опыте логопедической работы, были выделены несколько направлений профилактики оптической дисграфии и дислексии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и разработаны системы игр, упражнений и заданий.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного
1. “Будь внимательным”
Назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.
Назвать в окружающей обстановке похожие предметы.
2. “Назови предметы”
Назвать предметы, наложенные друг на друга (рисунок).
3. “Узнай меня”
Узнать предметы по части (предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли).
4. “Назови меня”
Назвать предметы по контуру.
5. “Назови перечеркнутые изображения”
6. “Назови недорисованные предметы”
Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы художником.
7. “На зарядку - становись!”
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предметы располагаются по возрастающей величине: мышка, заяц, медведь, тигр или наоборот по убывающей величине: тигр, медведь, заяц, мышка.
8. “Разведчики”.
Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение.
9. “Что это?”
Назвать недорисованные предметы.
10. “Что перепутал художник?”
Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить,что нарисовано неправильно.
11. “Цветные лужайки”
Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны: “лужайки” разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою “лужайку”.
12. “Геометрическое лото”
У детей большие карты, на каждой из карт – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
13. “Парные картинки”
Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету, размеру.
14. “Следопыты”
Нахождение заданной фигуры среди других, например, красный треугольник среди треугольников разного цвета.
15. “Дорисуй предмет”
Дорисовать половины симметричных изображений (елочка, матрешка, бабочка, жук и т.д.).
Игры на формирование буквенного гнозиса
1. “Назови буквы”
Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку: А, П, О, И, затем задания усложняются.
2. “Ошибка Незнайки”
Какую букву Незнайка написал неправильно.
3. “Обведи букву”
Обвести контурные изображения букв.
4. “Буквоед”
Дорисовать недостающие элементы букв.
Игры на развитие зрительной памяти
1. “Чего не стало?”
Дети должны запомнить и отгадать, какой игрушки не стало (количество предметов увеличивается от 5 до 10).
2. “В гостях у Мнемозины”
Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов от 5 до 10.
3. “Что изменилось?
Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т.д.
4. “Маскарад букв”
Нахождение букв по заданию педагога: “Найди самую яркую, веселую, грустную, худенькую, толстенькую, нарядную”. Определить, где находятся буквы А, У, Ы, М, Н и т.д. Определить, в какую сторону смотрят буквы У, К, А, З, С.
Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.
“Робот”
Игровое упражнение 1 “Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы”
Игровое упражнение 2 “Где правая и левая рука”
Игровое упражнение 3 “Одень клипсы на левое (правое) ухо”
Игровое упражнение 4 “Одень колечко на правую (левую) руку”
Игровое упражнение 5 “Попрыгай на правой (левой) ноге”
Определение пространственных соотношений между предметами
6. “Цветные дорожки”
Определение правой и левой части цветных полосок.
7. “Каждой вещи свое место”
Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.
8. “Божья коровка”
Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем левом (правом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.
9. “Новоселье”
Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, за, около и т.д.
10. “Автотрасса”
Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных конструкций.
11. “В магазине”
Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов “товара” на полках витрин относительно друг к другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.
12. “Воздушные виражи”
Ориентировка в пространстве, развитие мелкой мускулатуры пальцев, использование предложенной конструкции: за, перед, между, около, у и т.д.
Развитие тактильных ощущений
1. “Волшебный мешочек”
Нахождение предметов, геометрических форм на ощупь; узнавание букв, изображений предметов, геометрических форм, сделанных из разных материалов.
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв
Моделирование букв, геометрических форм, предметов из бусинок, крупы, палочек, конструктора, мозаики, проволочек, ниток.
Игры “День рождения у буквы”, “Буква рассыпалась” (воссоздание и реконструирование знакомых букв).
При работе с подобными играми ребенку нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы, выделить их на фоне, предварительно произведя оптический анализ. Без умения сравнивать объекты, находить в них отличия, анализировать детали изображения, без достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. Но зато сколько радости доставляют ребенку такие открытия!
В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности в школе, проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируется обобщающие понятия, осуществляется подготовка ребенка к обучению в школе.