ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями географического положения материка, с крайними точками, с очертанием береговой линии. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Африки, с наиболее значительными экспедициями, с русскими и зарубежными путешественниками.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.
ОБОРУДОВАНИЕ: “Физическая карта мира”, “Физическая карта Африки”, ИКТ, атласы, контурные карты, рабочая тетрадь И.И. Баринова, В.Г. Суслов - География. Материки и океаны.
Ход урока
I. Введение
1. Организация класса
II. Изучение нового материала.
Географическое положение.
а) положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков;
б) положение материка по отношению к океанам и другим материкам;
в) вывод.
Границы.
Величина территории.
а) крайние точки материка (их широты и долготы);
б) протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;
в) вывод.
4. Очертание береговой линии.
а) степень изрезанности;
б) заливы, проливы, острова, полуострова;
в) вывод.
5. История исследования материка. Работа с учебником.
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр. 28, пр.р. №8 (задание 2).
Конспект
I. Мы с вами начинаем изучать природу материков земного шара.
II. Тема урока “Географическое положение и история исследования материка Африка”
(слайд № 1).
Перед нами стоят три задачи:
- Познакомиться с географическим положением материка.
- Познакомиться с величиной территории и с очертанием береговой линии.
- Называть имена исследователей континента и результаты их работы (слайд №2).
План по которому описывают географическое положение любого материка: (слайд №3)
а) Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к тропикам.
б) Положение к океанам и другим материкам.
Вопросы:
- Определите, как расположен материк по отношению к экватору? К нулевому меридиану? К тропикам?
- Как расположен материк по отношению к Атлантическому океану? К Индийскому океану? К Средиземному морю? К Красному морю?
- Как расположен материк по отношению к другим материкам?
Всего ближе расположен материк Африка к Евразии. Эти два материка соединены Суэцким перешейком через который в ХIХ веке был прорыт Суэцкий канал. Зачем?
Вывод: Географическое положение материка Африка удобно, т.к. материк имеет выход в два океана и рядом расположен самый большой материк – Евразия.
Пойти к карте и описать географическое положение материка.
Рассмотрев географическое положение, перейдем к границам (слайд № 4).
Откройте контурные карты и атлас (физическая карта Африки).
Раз это материк, значит все границы морские. На севере граница проходит по Гибралтарскому проливу, Средиземному морю, Суэцкому каналу. На западе по Атлантическому океану, на востоке по Индийскому океану. На северо-западе граница проходит по Красному морю.
Подпишите океаны и моря на контурной карте.
Чтобы сделать вывод о величине территории материка назовем крайние точки и определим протяженность материка с севера на юг и с запада на восток
(слайд № 5).
- Назовите крайнюю северную точку материка и её координаты(мыс Бен-Секка – 37o с.ш. 9o в.д.)
- Назовите крайнюю южную точку материка и её координаты(мыс Игольный – 34o ю.ш. 19o в.д.)
- Назовите крайнюю западную точку материка и её координаты(мыс Альмади – 14o с.ш. 17o з.д.)
- Назовите крайнюю восточную точку материка и её координаты(мыс Рас-Хафун – 10o с.ш. 51o в.д.)
- Подпишите на контурной карте крайние точки.
- Определение протяженности материка с севера на юг и с запада на восток (слайд № 6).
I вариант:
Определите протяженность материка с севера на юг в градусной мере и в километрах по 20o в.д. Северная точка – 32o с.ш. Южная точка – 34o ю.ш. 32o+34o =66o
В 1o меридиана примерно - 111 км. 111 км x 66 = 7326 км.
Протяженность материка с севера на юг по 20oв.д. – 7326 км.
II вариант:
Определите протяженность материка с запада на восток в градусной мере и в километрах по 20o с.ш. Западная точка – 17o з.д. Восточная точка – 38o в.д. 38o +17o =55o
В 1o параллели 20o с.ш. –104,6 км 104,6 км x 55 =5753 км
Протяженность материка с запада на восток по 20o с.ш. - 5753 км.
Площадь материка 30,3 млн.кв.км.
Вывод: По площади материк Африка уступает лишь материку Евразия. Большая площадь обуславливает разнообразие природы.
Рассмотрев географическое положение, границы, величину территории перейдём к очертаниям береговой линии.
Как изрезана береговая линия материка Африка?(слайд №7)
Береговая линия изрезана слабо.
Моря у берегов Африки мы уже подписали (Средиземное, Красное).
- Назовите проливы (Мозамбикский,Гибралтарский).
- Назовите заливы (Гвинейский, Аденский).
- Подпишите на контурной карте(слайд №8).
- Назовите самый большой полуостров (Сомали). Подпишите на контурной карте.
- Назовите острова у берегов материка (Мадагаскар, Канарские острова).
- Подпишите на контурной карте (слайд №9).
- Подпишите на контурной карте течения – Бенгельское,Сомалийское, Гвинейское
(слайд №10).
Вывод: Береговая линия материка слабо изрезана. Изрезанность береговой линии влияет на природу материка.
Познакомимся с историей исследования материка. Откройте тетрадь,начертите таблицу.
1 вариант: можно дать обучающимся опережающее задание – сделать самим небольшие презентации о путешественниках и исследователях Африки.
2 вариант: используя учебник, параграф 24, заполнить таблицу (слайд № 11).
Имя путешественника | Дата | Открытие |
Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (слайд № 12).После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.
В 1417-1422 китайский флотоводец ЧжэнХэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар (слайд № 12).
В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. Б. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1488 Б.Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды) (слайд № 13); в 1500 году неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб (слайд № 14).
На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама (слайд № 15). В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3°ю.ш. (город Малинди) (слайд № 16). К концу XVI в. были установлены контуры континента (слайды № 17,18).
С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную “Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки”, которая организовала ряд важных экспедиций.
Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д.Ливингстон, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом (слайды № 19,20).
Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге “Путешествия по Африке” (слайд № 21).
В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. На основе собранных географических, исторических и этнографических сведений Булатович написал книги “От Энтото до реки Баро” (1897) и “С войсками Менелика II. Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольф” (СПб, 1900). За последнюю он был удостоен серебряной медали Русского географического общества (слайд № 22).
Вавилов Николай Иванович (1887-1943), растениевод, генетик, географ. Родился в Москве 13 ноября 1887(слайд № 23). Николай Вавилов организовал ботанико-агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной и Южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений (слайд № 24). За период 1926-1927 год – собрал 6000 образцов культурных растений, доказал, что Эфиопия является родиной пшеницы.
В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.
III. Закрепление
Блиц-опрос по теме урока (ответы вписываются в карточку подготовленную учителем)
(слайд № 25).
1 вариант
1. Африка - ......по величине территории материк.
1. 2.
2 3.
3. 4.
4. 4.
2. Крайняя южная точка Африки:
1. м. Бен-Секка
2. м.Рас-Хафун
3. м. Игольный
4. м. Альмади
3. Каким океаном Африка омывается с востока?
1. Атлантическим океаном
2.Северным Ледовитым океаном
3. Индийским океаном
4. Тихим океаном.
4. В каких полушариях по отношению к экватору расположена Африка?
1.в Северном полушарии
2. и в Северном и
3. в Южном полушарии
4. в Южном полушарии.
5. Известный путешественник, который пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория.
1. Вавилов Н.И.
2. Д. Ливингстон
3. Васко да Гама
4. Юнкер В.В.
2 вариант
1. Площадь территории Африки:
1. 54,9
2. 30,3
3. 24,2
4. 17,8
2. Крайняя северная точка Африки:
1. м. Бен-Секка
5. м. Рас-Хафун
3. м. Игольный
4. м. Альмади
3. В каких полушариях по отношению к нулевому меридиану расположена Африка?
1. в Западном полушарии
2. и в Западном и
4. в Восточном полушарии
3. в Восточном полушарии.
4. Морями, принадлежащими какому океану, омывается Африка на севере?
1. Атлантическому океану
2. Северному Ледовитому океану
3. Индийскому океану;
4. Тихому океану.
5. Ученый, собравший 6000 образцов культурных растений, доказавший, что Эфиопия – родина пшеницы.
1. Вавилов Н.И.
2. Д. Ливингстон
3. Васко да Гама
4. Юнкер В.В.
IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр.28, пр.р. №8 (задание 2).