Актуальность темы урока: определяется компетентностным подходом в образовании умений и навыков при организации учебно-познавательной деятельности.
Цель урока: освоение обучающимися критериев и показателей уровня компетентности по теме фосфор.
Задачи урока:
- Обучающие: познакомить обучающихся с аллотропными модификациями фосфора; сформировать понятия о важнейших свойствах элемента; акцентировать внимание на биологическом значении и применении фосфора; совершенствовать умения устанавливать связь между свойствами вещества и его строением.
- Воспитательные: формирование ответственности за сохранение и разумное использование минералов, содержащих фосфор; грамотное использование бытовых химикатов, содержащих фосфор; организовать совместную деятельность обучающихся в группах по анализу вопросов и решению задач по теме “Фосфор”.
- Развивающие: прогнозировать возможные степени окисления элемента на основе его положения в Периодической системе элементов и особенностях электронного строения атома; совершенствовать навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием фосфора на основе метода электронного баланса; умение анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию; умение работать с ЭОР по теме.
Методы активного обучения: работа в группах, мозговой штурм, элементы дискуссии; элементы дифференцированной самостоятельной работы при закреплении знаний.
Оборудование: набор минералов, содержащих фосфор, видео опыты из коллекции ЦОР, презентация в программе PowerPoint, тест-модуль из коллекции ЦОР, информационные материалы (приложения).
Дополнительные предметы: пачка стирального порошка, кусочек сыра, камень бирюза, фрагмент структуры АТФ (картинка или шаростержневая модель), книга А. КонанДойля, среди произведений которой обязательно должен быть “Собака Баскервилей”, пачка чая.
Средства ИКТ:
- Мультимедийный компьютерный класс (выход в Интернет) – 1 компьютер на столе для 2-х учащихся. Если нет класса – стандартный набор: компьютер-экран-проектор;
- Мультимедийный проектор;
- Экран или интерактивная доска;
Формы урока: работа в группах.
Критерии оценки знаний:
- материал усвоен (на всех этапах урока “4”,”5”);
- материал усвоен недостаточно.
Предварительная подготовка к уроку:
Класс заранее (за 1 неделю) разбивается на группы. В каждой группе ребята делят функции: секретаря, капитана, “креативщика” (генератора идей), оратора. Для ответа каждая группа составляет мини-конспект (это может быть и 1 предложение, например:“Фосфор был открыт в 1669 г. Х.Брандом”) по своему вопросу. Затем ученик (секретарь) из группы в своей части блок-схемы записывает информацию (Приложение 3).
Капитан каждой команды получает задание и по истечении определённого времени (10 мин.) доверенное лицо выступает от имени группы. Остальные учащиеся могут выступать содокладчиками. На выступление каждой группе дается 3-4 минуты.
Задания для групп:
- Характеристика природных минералов элемента.
- Биологическая роль фосфора.
- Характеристика аллотропных видоизменений фосфора (по учебнику);
- Химические свойства элемента.
- Круговорот фосфора в природе (работа по учебнику).
- Применение фосфора.
Группы 1,3,5 работают с компьютером (выход в Интернет!). На сайтах 1-3 (см. источники информации), ребята находят нужный материал для своего ответа.
В конце урока группе требуется сдать:
- Конспект работы на уроке (для учащихся, работающих с Интернетом – в цифровой форме);
- Ответы на вопросы теста (тест содержится в презентации, подготовленной учителем.Учитель со своего компьютера (мобильный компьютерный класс) может видеть работу учеников).
Методические аспекты работы с презентацией представлены в приложении 5.
Структура и ход урока
1. Организационный этап. Приветствие (0,5 мин.).
2. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин.)
Учитель: Ребята,предскажите, что объединяет эти предметы (учитель вынимает из “черного ящика” разные предметы)?
Возможные предметы: пачка стирального порошка, кусочек сыра, камень бирюза, фрагмент структуры АТФ (картинка или шаростержневая модель), книга А. КонанДойля, среди произведений которой обязательно должен быть “Собака Баскервилей”, пачка чая.
После некоторого замешательства со стороны учащихся (если ответ так и не наступит), учитель зачитывает отрывок из произведения А. КонанДойля “Собака Баскервилей”:
“...Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь... Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. "Фосфор", — сказал я”.
Итак, тема урока определилась. Речь далее пойдет о химическом элементе “Фосфор”(презентация, слайд 1).
Учащиеся записывают в подготовленной заранее блок-схеме (см. приложение) тему урока. С обратной стороны схемы можно записать источники информации для дополнительной самостоятельной проработки материала урока дома.
3. Изучение новой темы.
3.1. История открытия элемента.
Учитель. На этомуроке мы познакомимся с химическим элементом “Фосфор”. Давайте узнаем, как был открыт этот химический элемент(презентация, слайд 3). Дополнительный материал по истории открытия элемента вы можете узнать, например, из источника (Приложение 1) [1].
3.2. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.
Учитель. Ребята, дайте характеристику элементу № 15.
Ученик, используя слайд 4, дает характеристику фосфору.
Учитель. Давайте составим вместе план изучения неметалла фосфора (в ходе ответа учащиеся предлагают: нахождение в природе, физические и химические свойства, получение, применение вещества, биологическое значение элемента для человека, презентация, слайд 2).
Проблемный вопрос: “Какие степени окисления может иметь фосфор?”
Учащийся рассказывает, опираясь на Периодическую систему, о распределении электронов по энергетическим уровням и подуровням и делает предположение о возможных степенях окисления элемента. При этом один ученик выполняет это задание на доске, а остальные учащиеся – в тетради.
Учитель: Давайте проверим правильность нашего предположения (презентация,слайд 5).
Вывод: Фосфор может быть в зависимости от находящегося рядом вещества и окислителем и восстановителем, проявляя степени окисления: -3, 0, +3,+5. Может реагировать с металлами и неметаллами.
Далее учащиеся работают по группам. Ответ каждой группы фиксируется учащимися в собственных конспектах, а затем докладывается публично.
3.3. Нахождение фосфора в природе. Выступление группы 1 с использованием презентации (слайд 6) (Приложение 4).
3.4. Биологическая роль фосфора. Выступление группы 2 (Приложение 2).
3.5. Физические свойства фосфора.
Аллотропные модификации элемента. Отчет группы 3. (презентация, слайды 7,9-12). Здесь уместно вспомнить определение аллотропии. При отсутствии ответа учитель предлагает воспользоваться подсказкой (презентация, слайд 8). Здесь жевозможна демонстрация видеофрагментов превращения красного фосфора в белый и воспламенение белого фосфора на воздухе (на слайдах 9 и 10 приводятся активные ссылки на указанное видео из коллекции ЦОР. Учитель заранее может скопировать видео и разместить в презентации. При наличии Интернета – следовать по ссылке).
3.6. Химические свойства фосфора.
Выступление творческой группы 4. Использование презентации для проверки записи уравнений и коэффициентов (слайд 14-17,19). Демонстрация видео фрагментов, отмеченных на слайдах: горение фосфора в кислороде, получение фосфида кальция).
3.7. Круговорот фосфора в природе. Выступление группы 5. Используется презентация, слайд 20 (модуль круговорот в природе, ЦОР).
3.7. Применение фосфора. Доклад творческой группы 6 с опорой на презентацию, слайд 20.
4. Оценочно-рефлексивный этап.
Выполнение теста на компьютере (мобильный класс, при отсутствии – традиционно, на бумаге) с использованием модуля ЦОР (презентация, слайд 21).
Домашнее задание.
1. Творческое задание (для желающих): “Почему нужно ограничивать применение стиральных порошков, содержащих фосфаты?”, “Фосфорсодержащие медицинские препараты в домашней аптечке”.
2. Учебник (автор О.С. Габриелян) параграф 24, расставить коэффициенты в уравнении реакции, слайд №17
Источники информации.
- П.А. Кошель История открытия фосфора. https://him.1sept.ru/article.php?ID=200700501
- http://fcior.edu.ru/card/8764/krugovorot-fosfora-v-prirode.html ;
- http://fcior.edu.ru/card/13683/testy-po-teme-fosfor-i-ego-soedineniya-variativ.html;
- http://www.catalogmineralov.ru/mineral/376.html
- https://him.1sept.ru/articlef.php?ID=200700901