Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- способствовать расширению кругозора учащихся о традициях и новаторстве в искусстве 20 века.
- формирование у учащихся представления о теме сельского труда в произведениях художников 20 века: З.Серебряковой, Н.Гончаровой, А.Пластова и др.
Развивающие:
- формировать умения и навыки в работе с эскизом, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Развивать умение описать и анализировать художественные произведения.
Воспитывающие:
- воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: комбинированный
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.
Задание: Композиция на темы “Уборка хлеба”, “Поле” - зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.
Материалы: карандаш, бумага, акварель или гуашь – по выбору учащихся.
Зрительный ряд: Презентация “Тема труда в искусстве 20 века”, репродукции картин. Иллюстрации женских, мужских фигур в народной одежде.
Музыкальный ряд: Народные мелодии.
Литературный ряд: Стихи Майкова, Брюсова. Русские народные пословицы
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
- Оргмомент
- Экспозиция (начало действия).
- Завязка (разработка и постановка проблемы).
- Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
- Физкультминутка
- Развязка (практическая деятельность учащихся).
- Эпилог (афиширование продукта деятельности).
- Рефлексия (повторение и обобщение).
- Последействие (домашнее задание).
Ход урока
Оргмомент
Экспозиция. Вступительное слово учителя[3]
Из курса 5 класса вы помните, как решена в картинах художников 20-го века Б.М.Кустодиева и Е.В.Честнякова тема осеннего народного праздника после сбора урожая. Художники раскрыли в них лучшие черты русского человека: собранность – стремление жить, трудиться и отдыхать всем миром.
Основной продукт питания хлеб (Божий дар) наделен особым почетом у крестьян. Согласно русскому обычаю гостеприимства, хлебом солью встречали жениха и невесту, “чтобы дом их был полная чаша да деток побольше народилось”. Различная хлебная выпечка – непременный атрибут народных календарных праздников. Традиционно участвуя в обрядах, хлеб как бы являл собой благополучие дома – его счастливую долю.
Завязка. Формулировка темы урока.
- Давайте попробуем назвать тему нашего урока
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд 1, 2
Называет тему урока - Тема труда в искусстве 20 века
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русских художников 20 века, которые в своих произведениях большое внимание уделяли крестьянскому труду.
Кульминация. Новая тема. Вступительное слово учителя [3]
Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
- Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом,
бесстрастно фиксирующим действительность или
мысли художника; оно всегда впитывало в себя
основные тенденции времени и предлагало миру
картину, которая могла совпадать с миром только в
конечном счете. Главным в искусстве всегда была
не столько сама изображаемая действительность,
сколько то, как она изображена, как относится к
ней художник, к каким выводам он приходит сам и
хочет привести других. И если искусство классики
выработало некоторые каноны в изображении мира,
которыми талантливый художник пользовался
талантливо, а бездарный — бездарно, то XX век
стал веком новаторства, обновления форм, методов,
самих способов отражения мира. Это новаторство
во многом связано с главными проблемами времени,
часто вырастает из них, из понимания места
человека в бушующем мире.
Слайд 3
Диалог об искусстве[1]. (рисунок 3)
Как вы думаете, почему говорили в народе “Хлеб всему голова”?
Созвучны ли жанровые картины и натюрморты художников народной мудрости: “Хлеб на столе: и стол – престол, а хлеба ни куска: и стол - доска”?
- С особым чувством почтения изображают художники крестьян во время полевых работ, подмечая малейшие детали в их облике и действиях. Среди различных сельских работ жатва традиционно считалась наиболее важным праздником в народном календаре. А участники её рядились в лучшее платье с ритуальным орнаментом.
Правдиво с чувством большого уважения к сельским труженикам написали свои полотна:
Слайд 5, 6 (параллельно с демонстрацией картин читается стихотворение)
Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
Сенокос [2]
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там — сухое убирают:
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растёт, растёт, как дом...
В ожиданье конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...
Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
Автор: А. Майков
Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
“Жатва”, “Сенокос”
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.
Слайд 7
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
(1884-1967)
Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - “Крестьяне”, “Спящая крестьянка”, “Жатва”.
В картине “Беление холста” раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.
Слайд 8, 9, 10
Гончарова Наталья Сергеевна
Гончарова обращалась в своих работах к крестьянской и религиозной темам (“КРЕСТЬЯНЕ”; “УБОРКА ХЛЕБА”, 1907, ГРМ; “РЫБНАЯ ЛОВЛЯ”, 1908, ГТГ; “КРЕСТЬЯНЕ, СОБИРАЮЩИЕ ЯБЛОКИ”, 1911, ГТГ. Очевидно, в этих произведениях сказались долгое общение с крестьянами в детстве, проникновение в образы народного сознания.
Диалог об искусстве[1]
Созвучны ли жанровые картины художников народной мудрости: “Землю красит солнце, а человека — труд. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью”?
- Вслушайтесь в эти строки великого поэта В.Брюсова
Труд[2]
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: “труд”!
......
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Автор: В.Брюсов
- Образы русских женщин, сельских тружеников пронизаны особым лиризмом и поэтичностью. Торжество многокрасочной жизни художники видят в трудовом порыве по уборке урожая. В движении, сложенном и подчиненном единому ритму действий, ощутима ловкость, молодость, дружная работа. Все это восхищает художников, как и солнечный день, красота спелой ржи, воздух пропитанный пылью и зноем.
Слайд 11
Диалог об искусстве[1].
- В какой момент жатвы изобразили своих героев художники? Почему в работах отечественных мастеров чаще представлены молодые крестьянки?
- Можно ли охарактеризовать фигуры на картине З.Е.Серебряковой как выражение грации, свободы и непринужденности? Как одеты крестьянки?
Физкультминутка. Слайд 12-14 (приложение)
Закрепление[3]. Слайд 15
- Что в рассматриваемых картинах выступает сюжетно – композиционным центром? Какое место он занимает на плоскости (расположен в геометрическом центре, смещен влево, вправо...)? Как поясняет замысел художника?
- Какой выбран горизонт (высокий, низкий, или он отсутствует)? Почему художник выбрал такой уровень?
- Как действие развертывается на картинной плоскости (равномерно или сосредотачивается на переднем плане)?
- Где изображены и как фигуры людей на картине?
Развязка. Практическая работа
- Давайте и мы сегодня попробуем окунуться в мир крестьянского труда и попытаемся создать композицию на тему “Уборка хлеба”, “Поле” - выполним зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.
Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель) (рисунок 16 Серебрякова)
Слайд 16
Приступая к работе, помни[1]: (рисунок 16 ученические работы)
- Легкими обобщенными линиями наметь силуэт фигуры.
- Уточни основные пропорции фигуры взрослого человека.
- Нарисуй главные элементы, из которых состоит народная одежда.
- Выдели цветом характерные особенности костюма
Эпилог. Итог урока.
Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась
– Понравился ли вам наш сегодняшний разговор?
– Какой этап урока вам больше всего понравился?
– Что нового вы узнали на уроке?
Рефлексия.
– Наш урок подошел к концу.
Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.
Последействие
Д,З подготовить доклад - Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Список используемой литературы:
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
- Сайт “Русская поэзия”. В.Брюсоа “Труд”, А.Майков “Сенокос”.
- Шпикалова, Ершова, Поровская: Изобразительное искусство. Методическое пособие. 6 класс