Урок ИЗО "Тема труда в искусстве ХХ века". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: Образ трудящегося человека в искусстве 20 века


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • способствовать расширению кругозора учащихся о традициях и новаторстве в искусстве 20 века.
  • формирование у учащихся  представления о теме сельского труда в произведениях художников 20 века: З.Серебряковой, Н.Гончаровой, А.Пластова и др.

Развивающие:

  • формировать умения и навыки в работе с эскизом, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Развивать умение описать и анализировать художественные произведения.

Воспитывающие:

  • воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: комбинированный

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.

Задание: Композиция на темы “Уборка хлеба”, “Поле” - зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.

Материалы: карандаш, бумага, акварель или гуашь – по выбору учащихся.

Зрительный ряд: Презентация “Тема труда в искусстве 20 века”, репродукции картин. Иллюстрации женских, мужских фигур в народной одежде.

Музыкальный ряд: Народные мелодии.

Литературный ряд: Стихи Майкова, Брюсова. Русские народные пословицы

Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением

  1. Оргмомент
  2. Экспозиция (начало действия).
  3. Завязка (разработка и постановка проблемы).
  4. Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
  5. Физкультминутка
  6. Развязка (практическая деятельность учащихся).
  7. Эпилог (афиширование продукта деятельности).
  8. Рефлексия (повторение и обобщение).
  9. Последействие (домашнее задание).

Ход урока

Оргмомент

Экспозиция. Вступительное слово учителя[3]

Из курса 5 класса вы помните, как решена в картинах художников 20-го века Б.М.Кустодиева и Е.В.Честнякова тема осеннего народного праздника после сбора урожая. Художники раскрыли в них лучшие черты русского человека: собранность – стремление жить, трудиться и отдыхать всем миром.

Основной продукт питания хлеб (Божий дар) наделен особым почетом у крестьян. Согласно русскому обычаю гостеприимства, хлебом солью встречали жениха и невесту, “чтобы дом их был полная чаша да деток побольше народилось”. Различная хлебная выпечка – непременный атрибут народных календарных праздников. Традиционно участвуя в обрядах, хлеб как бы являл собой благополучие дома – его счастливую долю.

Завязка. Формулировка темы урока.

-  Давайте попробуем назвать тему нашего урока

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд 1, 2

Называет тему урока - Тема труда в искусстве 20 века

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русских художников 20 века, которые в своих произведениях большое внимание уделяли крестьянскому труду.

Кульминация. Новая тема. Вступительное слово учителя [3]

Настраивает учащихся на выполнение основного задания.

- Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном счете. Главным в искусстве всегда была не столько сама изображаемая действительность, сколько то, как она изображена, как относится к ней художник, к каким выводам он приходит сам и хочет привести других. И если искусство классики выработало некоторые каноны в изображении мира, которыми талантливый художник пользовался талантливо, а бездарный — бездарно, то XX век стал веком новаторства, обновления форм, методов, самих способов отражения мира. Это новаторство во многом связано с главными проблемами времени, часто вырастает из них, из понимания места человека в бушующем мире.
Слайд 3

Диалог об искусстве[1]. (рисунок 3)

Как вы думаете, почему говорили в народе “Хлеб всему голова”?

Созвучны ли жанровые картины и натюрморты художников народной мудрости: “Хлеб на столе: и стол – престол, а хлеба ни куска: и стол - доска”?

- С особым чувством почтения изображают художники крестьян во время полевых работ, подмечая малейшие детали в их облике и действиях. Среди различных сельских работ жатва традиционно считалась наиболее важным праздником в народном календаре. А участники её рядились в лучшее платье с ритуальным орнаментом.

Правдиво с чувством большого уважения к сельским труженикам написали свои полотна:

Слайд 5, 6 (параллельно с демонстрацией картин читается стихотворение)

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Сенокос [2]

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там — сухое убирают:
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растёт, растёт, как дом...

В ожиданье конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Автор: А. Майков

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

“Жатва”, “Сенокос”

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. 

В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.

В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

Слайд 7

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

(1884-1967)

Расцвет в творчестве  художницы происходит   в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова   создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - “Крестьяне”, “Спящая крестьянка”, “Жатва”.

В картине “Беление холста”  раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. 

Слайд 8, 9, 10

Гончарова Наталья Сергеевна

Гончарова обращалась в своих работах к крестьянской и религиозной темам (“КРЕСТЬЯНЕ”; “УБОРКА ХЛЕБА”, 1907, ГРМ; “РЫБНАЯ ЛОВЛЯ”, 1908, ГТГ; “КРЕСТЬЯНЕ, СОБИРАЮЩИЕ ЯБЛОКИ”, 1911, ГТГ. Очевидно, в этих произведениях сказались долгое общение с крестьянами в детстве, проникновение в образы народного сознания.

Диалог об искусстве[1]

Созвучны ли жанровые картины художников народной мудрости: “Землю красит солнце, а человека — труд. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью”?

- Вслушайтесь в эти строки великого поэта В.Брюсова

Труд[2]

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: “труд”!

......

Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Автор: В.Брюсов

- Образы русских женщин, сельских тружеников пронизаны особым лиризмом и поэтичностью. Торжество многокрасочной жизни художники видят в трудовом порыве по уборке урожая. В движении, сложенном и подчиненном единому ритму действий, ощутима ловкость, молодость, дружная работа. Все это восхищает художников, как и солнечный день, красота спелой ржи, воздух пропитанный пылью и зноем.

Слайд 11

Диалог об искусстве[1].

  • В какой момент жатвы изобразили своих героев художники? Почему в работах отечественных мастеров чаще представлены молодые крестьянки?
  • Можно ли охарактеризовать фигуры на картине З.Е.Серебряковой как выражение грации, свободы и непринужденности? Как одеты крестьянки?

Физкультминутка. Слайд 12-14 (приложение)

Закрепление[3]. Слайд 15

  • Что в рассматриваемых картинах выступает сюжетно – композиционным центром? Какое место он занимает на плоскости (расположен в геометрическом центре, смещен влево, вправо...)? Как поясняет замысел художника?
  • Какой выбран горизонт (высокий, низкий, или он отсутствует)? Почему художник выбрал такой уровень?
  • Как действие развертывается на картинной плоскости (равномерно или сосредотачивается на переднем плане)?
  • Где изображены и как фигуры людей на картине?

Развязка. Практическая работа

- Давайте и мы сегодня попробуем окунуться в мир крестьянского труда и попытаемся создать композицию на тему “Уборка хлеба”, “Поле” - выполним зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель) (рисунок 16 Серебрякова)

Слайд 16

Приступая к работе, помни[1]: (рисунок 16 ученические работы)

  • Легкими обобщенными линиями наметь силуэт фигуры.
  • Уточни основные пропорции фигуры взрослого человека.
  • Нарисуй главные элементы, из которых состоит народная одежда.
  • Выдели цветом характерные особенности костюма

Эпилог. Итог урока.

Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась

– Понравился ли вам наш сегодняшний разговор?

– Какой этап урока вам больше всего понравился?

– Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия.

– Наш урок подошел к концу.

Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.

Последействие

Д,З подготовить доклад - Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).

Список используемой литературы:

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
  2. Сайт “Русская поэзия”. В.Брюсоа “Труд”, А.Майков “Сенокос”.
  3. Шпикалова, Ершова, Поровская: Изобразительное искусство. Методическое пособие. 6 класс