Цели:
- образовательные: закрепить навык построения и измерения углов с помощью транспортира, развивать глазомер;
- воспитательные: формирование способности анализировать свои действия, умения внимательно слушать учителя, стремления к активному участию в работе на уроке, развивать внимание и воображение учащихся.
- развивающие: развитие логического мышления, кругозора, внимания, памяти и социальной компетентности.
Оборудование: интерактивная доска, презентация POWER POINT по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.
Тип урока: обобщающий урок по заданной теме.
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)
Ход урока
I. Организационный момент
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания с аппетитом”.
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. (Слайд 2).
II. Устный счёт
7*4+2=30 9*3-7=20 9*9+1=90 5*6-10=20 3*8+6=30 5*5-5=20 4*4+4=16 9*6-4=50 7*8+4=60 5*9-5=40
Сосчитать парами от 20 до 40 и обратно.
Сосчитать тройками от 21 до 42 и обратно
Сосчитать пятёрками от 30 до 50 и обратно.
III. Основная часть урока
Вопрос: Что такое угол? (определение).
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной вершины.
1. История возникновения транспортира (слайд 3)
Транспортир-это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, это угловая мера угла возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нём можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарём легко сделать, имея транспортир (Слайд 4).
Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает!(выставка транспортиров). Но в чём они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР (Слайд 5).
А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры ещё раз. Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развёрнутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
2. Постановка проблемы (Слайд 6).
- Как измерить угол при помощи транспортира? (Слайд 8).
- Совместить вершину угла с центром транспортира.
- Рассмотрим алгоритм измерения углов (Слайд 9).
- Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира (т.е. совместить с 0) (Слайд 10).
- Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона (Слайд 11).
- Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду (Слайд 12).
Подведём итоги: Алгоритм измерения углов (Слайд 13).
Найдите ошибки при измерении углов (Слайд 15).
Что нужно для того, чтобы измерить градусную меру угла? (Слайд 16):
- Знать, как пользоваться транспортиром;
- Составить алгоритм измерения углов;
- Уметь точно определять градусную меру угла;
- Уметь правильно определять вид угла;
- Уметь точно вычислять градусную меру угла (Слайд 17).
IV. Практическая часть урока
1. Измерить тупой угол с помощью транспортира (Слайд 18).
Учащиеся работают с раздаточным материалом. Результат измерения проверяется на интерактивной доске учителем.
2. Построить острый, вершиной вверх, угол и измерить его на интерактивной доске. Вызывается по желанию учащийся, остальные работают в тетрадях.
3. Что такое смежный угол? (Определение).
Смежные углы – это углы, у которых одна сторона общая, а две других образуют одну прямую.
Построить смежные углы, измерить их и записать чему равна сумма углов. Вызывается к интерактивной доске учащийся, остальные работают в тетрадях.
4. Какие углы называются вертикальными? (Определение).
Вертикальные углы – это пары углов, которые имеют общую вершину и стороны являются продолжением одна другой.
Вызывается к интерактивной доске учащийся, остальные работают в тетрадях.
Построить и измерить вертикальные углы.
V. Физкультминутка.
Точка - наклоны головы в стороны.
- Показать руками:
- Прямой угол;
- Острый угол;
- Тупой угол;
- Развёрнутый угол.
Высказывания:
Хлопок в ладоши (истино), руки в стороны (ложно):
- Угол 90 град.- острый (ложно);
- Угол 100 град. – тупой;
- Угол 30 град. – прямой;
- Ребята 5 “А” класса нашей школы умеют измерять углы транспортиром (истинно).
Практическая часть урока (продолжение)
1. Построить угол 74 град.
Учащиеся строят в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.
2. Что такое биссектриса угла? (Определение).
Биссектриса угла - это луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам.
3. Построить на интерактивной доске биссектрису угла, равного 126 град. и измерить получившиеся углы.
Учащиеся работают в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.
Построить прямой угол с помощью транспортира и линейки. Учащиеся работают в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.
4. Учитель демонстрирует на интерактивной доске, как построить угол на клетчатой бумаге 30, 60, 45 град;
5. Как связаны названия числа и количество углов у цифр от 1 до 5.
VI. Работа в группах.
Практическое задание для двух групп (Слайд 19).
Учащиеся работают с раздаточным материалом и результат проверяется на интерактивной доске (Слайд 20).
VII. Домашнее задание (Слайд 21)
Индивидуальный раздаточный материал (Слайд 22).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.