"Измерение углов". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • образовательные: закрепить навык построения и измерения углов с помощью транспортира, развивать глазомер;
  • воспитательные: формирование способности анализировать свои действия, умения внимательно слушать учителя, стремления к активному участию в работе на уроке, развивать внимание и воображение учащихся.
  • развивающие: развитие логического мышления, кругозора, внимания, памяти и социальной компетентности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация POWER POINT по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.

Тип урока: обобщающий урок по заданной теме.

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)

Ход урока

I. Организационный момент

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания с аппетитом”.

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. (Слайд 2).

II. Устный счёт

7*4+2=30 9*3-7=20
9*9+1=90 5*6-10=20
3*8+6=30 5*5-5=20
4*4+4=16 9*6-4=50
7*8+4=60 5*9-5=40

Сосчитать парами от 20 до 40 и обратно.

Сосчитать тройками от 21 до 42 и обратно

Сосчитать пятёрками от 30 до 50 и обратно.

III. Основная часть урока

Вопрос: Что такое угол? (определение).

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной вершины.

1. История возникновения транспортира (слайд 3)

Транспортир-это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, это угловая мера угла возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нём можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарём легко сделать, имея транспортир (Слайд 4).

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает!(выставка транспортиров). Но в чём они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР (Слайд 5).

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры ещё раз. Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развёрнутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

2. Постановка проблемы (Слайд 6).

  1. Как измерить угол при помощи транспортира? (Слайд 8).
  2. Совместить вершину угла с центром транспортира.
  3. Рассмотрим алгоритм измерения углов (Слайд 9).
  4. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира (т.е. совместить с 0)  (Слайд 10).
  5. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона (Слайд 11).
  6. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду (Слайд 12).

Подведём итоги: Алгоритм измерения углов (Слайд 13).

Найдите ошибки при измерении углов (Слайд 15).

Что нужно для того, чтобы измерить градусную меру угла? (Слайд 16):

  1. Знать, как пользоваться транспортиром;
  2. Составить алгоритм измерения углов;
  3. Уметь точно определять градусную меру угла;
  4. Уметь правильно определять вид угла;
  5. Уметь точно вычислять градусную меру угла (Слайд 17).

IV. Практическая часть урока

1. Измерить тупой угол с помощью транспортира (Слайд 18).

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Результат измерения проверяется на интерактивной доске учителем.

2. Построить острый, вершиной вверх, угол и измерить его на интерактивной доске. Вызывается по желанию учащийся, остальные работают в тетрадях.

3. Что такое смежный угол? (Определение).

Смежные углы – это углы, у которых одна сторона общая, а две других образуют одну прямую.

Построить смежные углы, измерить их и записать чему равна сумма углов. Вызывается к интерактивной доске учащийся, остальные работают в тетрадях.

4. Какие углы называются вертикальными? (Определение).

Вертикальные углы – это пары углов, которые имеют общую вершину и стороны являются продолжением одна другой.

Вызывается к интерактивной доске учащийся, остальные работают в тетрадях.

Построить и измерить вертикальные углы.

V. Физкультминутка.

Точка - наклоны головы в стороны.

  1. Показать руками:
  2. Прямой угол;
  3. Острый угол;
  4. Тупой угол;
  5. Развёрнутый угол.

Высказывания:

Хлопок в ладоши (истино), руки в стороны (ложно):

  1. Угол 90 град.- острый (ложно);
  2. Угол 100 град. – тупой;
  3. Угол 30 град. – прямой;
  4. Ребята 5 “А” класса нашей школы умеют измерять углы транспортиром (истинно).

Практическая часть урока (продолжение)

1. Построить угол 74 град.

Учащиеся строят в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.

2. Что такое биссектриса угла? (Определение).

Биссектриса угла - это луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам.

3. Построить на интерактивной доске биссектрису угла, равного 126 град. и измерить получившиеся углы.

Учащиеся работают в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.

Построить прямой угол с помощью транспортира и линейки. Учащиеся работают в тетрадях и вызывается ученик к интерактивной доске.

4. Учитель демонстрирует на интерактивной доске, как построить угол на клетчатой бумаге 30, 60, 45 град;

5. Как связаны названия числа и количество углов у цифр от 1 до 5.

VI. Работа в группах.

Практическое задание для двух групп (Слайд 19).

Учащиеся работают с раздаточным материалом и результат проверяется на интерактивной доске (Слайд 20).

VII. Домашнее задание (Слайд 21)

Индивидуальный раздаточный материал (Слайд 22).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.