Урок литературного чтения по теме "А. Гайдар «Совесть»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


См.: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2 / О.В.Кубасова. – 11-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, с.94-95.

Развивающие задачи

1. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (при подготовке к восприятию, через содержание произведения, отклик на прочитанное), социальной (мотивации сотрудничества при работе в группах), через создание проблемной ситуации и постановку учебной задачи.

2. Развитие воссоздающего и творческого воображения при организации смыслового прогнозирования, на основе анализа художественного образа девочки.

3. Развитие полноценного (осмысленного, целостного, творческого) восприятия текста.

4. Развитие словесно-логического мышления (действия анализа, синтеза, сравнения) при подготовке к восприятию произведения; образного мышления при языковом анализе текста; ассоциативного мышления при анализе смысла заглавия (в ходе подготовки к восприятию и в процессе вторичного синтеза); самостоятельности мышления при организации групповой работы.

5. Развитие пошагового самоконтроля при выполнении самостоятельной дифференцированной работы с карандашом в руке и на основе взаимоконтроля при сотрудничестве в парах.

6. Развитие планирующего самоконтроля путём предугадывания содержания текста при подготовке к восприятию и первичном восприятии.

Дидактические задачи

1. Развитие навыка осознанного и правильного чтения вслух, выработка основного способа чтения – чтение целыми словами на основе многократного обращения к тексту.

2. Обучение приёмам чтения про себя при первичной ориентировке в тексте и в процессе анализа содержания произведения.

3. Побуждение учащихся к свободному обмену мнениями: учиться слушать, не перебивая друг друга, развивать связно, последовательно, полно свою мысль и мысль, высказанную другими детьми.

4. Развитие умения словесного рисования.

Воспитательные задачи

1. Осуществление нравственно-этического воспитания через восприятие и понимание содержания текста: не путём выводов, как надо поступать, а путём размышлений над поступками и переживаниями девочки.

2. Воспитание интереса к чтению на основе познавательной мотивации.

3. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.

План урока с хронометражем

I. Постановка учебной задачи. 1 мин

II. Подготовка к восприятию. 5 мин

1. Беседа об авторе.

2. Рассуждение о смысле заглавия.

3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.

III. Первичное восприятие с элементами антиципации. 3 мин

IV. Проверка качества первичного восприятия.   5 мин

V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера. 20 мин

1. Работа над началом рассказа:

а) самостоятельное чтение в паре;

б) вычитывание предложений и языковой анализ текста.

2. Работа над дальнейшим развитием событий:

а) художественный образ девочки;

б) самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость);

в) вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки;

г) работа в группах при обсуждении проблемного вопроса.

3. Работа над концом рассказа.

VI. Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом. 9 мин

1.Чтение с доски предложения (основная мысль).

2.Вторичное обращение к названию рассказа.

3.Личностное отношение к герою.

4.Словесное рисование.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание. 2 мин

Конспект урока

I. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем учиться совместно размышлять вслух, читая и анализируя произведение уже знакомого писателя.

II. Подготовка к восприятию.

1. Беседа об авторе:

Посмотрите на фотографии (слайд 1).

Это (хором) Аркадий Петрович Гайдар (слайд 1).

Каким человеком он вам представился? Что знаете о писателе?

(слайд 1 - настоящая фамилия)

2. Рассуждение о смысле заглавия.

Прочитайте название произведения (слайд 2 – Совесть.).

Как понимаете это слово? Попробуйте объяснить его смысл.

3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.

Просмотрите весь рассказ и попробуйте определить, кто главные герои и где происходят события?

Итак мы предполагаем ... . Но это только наши предположения.

Как же узнать точно? (Нужно прочитать.)

Слушайте внимательно, проверяйте свои предположения.

III. Первичное восприятие с элементами антиципации.

Выразительное чтение рассказа учителем. Остановка в тексте после слов: “Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...”.

Как вы думаете, на кого?

Слушайте дальше. Вторая остановка в тексте после слов: “Нина нахмурилась”.

Как поведёт себя Нина дальше?

Чтение рассказа до конца.

IV. Проверка качества первичного восприятия.

Свободные высказывания учащихся. Обмен мнениями.

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Кто главные герои?

Где происходят события?

Правы ли мы в своих предположениях? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)

К какому жанру относится это произведение? (работа по карточке)

Карточка

Выбери и отметь правильный ответ:

__ - это произведение сказка,

__ - это произведение рассказ,

__ - это произведение басня.

Это (хором) рассказ (слайд 2).

Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)

V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера.

1. Работа над началом рассказа:

Самостоятельное чтение в паре

  • Обратимся к началу произведения. С чего начинается рассказ?
  • Прочитайте первый и второй абзац, обсудите в паре ответ на вопрос. (Нина не пошла в школу.)

Вычитывание предложений и языковой анализ текста

  • Как произошло, что Нина не пошла в школу? (Чтение.)
  • Где она оказалась вместо школы? (В роще.)
  • Что такое роща? (Небольшой лес, чаще лиственный.)
  • Почему именно в рощу пошла Нина? (Она думала, что её там никто не увидит.)
  • Что случайно могли увидеть её знакомые? (Чтение.)
  • Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)
  • И поэтому она прошла в рощу как? (Украдкой.)
  • Я прочитаю это предложение по-особому (приём аллитерации). Закройте глазки и послушайте.
  • Какие звуки услышали? ([ч’], [ш], [щ’], [с])
  • Что они помогают представить? (Нина украдкой, скрытно, тайком от других прошла в рощу.)
  • Чувствовала ли она свою вину? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)

2. Работа над дальнейшим развитием событий:

Художественный образ девочки

  • Проследим за поведением Нины дальше. (Чтение третьего абзаца.)
  • Прочитайте, как себя девочка чувствовала в роще сначала? (Ей радостно, весело, она обо всё забыла.)
  • Пока? (Не наткнулась на малыша.)
  • Представьте себе “наткнулась на малыша”. Объясните выражение. (Бежала и столкнулась с малышом.)

Самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость)

О встрече Нины с малышом (с. 94) вы будете читать самостоятельно с карандашом в руке. Читайте и отмечайте предложения о Нине.

I группа II группа III группа
Выполняйте задание. В этих предложениях выделите слова, указывающие на действия Нины. Представьте себе состояние Нины в этот момент.

Вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки

  • Чтение предложений о Нине (I группа), выделение слов-действий Нины (II группа), обсуждение состояния девочки (III группа).
  • Что значит слово “смекнула”? (Поняла, сообразила.)
  • Почему она решила подшутить над малышом? (Она думала, что он тоже прогуливает школу.)
  • Как она его назвала? (Чтение.)
  • Как она это сказала? (Строго.)
  • Изобразите строгость и прочитайте слова Нины.
  • Как девочка повела себя в этот момент по отношению к малышу? (Немного издевается над малышом, подсмеивается.)
  • Какова реакция малыша на это? (Он очень удивился.)
  • Прочитайте это хором, передав удивление.
  • Почему он удивился? (Он и не думал прогуливать школу.)
  • Каким вы представили малыша? (Он смешной, добродушный. У него добрые, доверчивые глаза.)
  • Прочитайте слова мальчика.

Работа в группах при обсуждении проблемного вопроса

  • Что произошло в этот момент с Ниной? (Чтение.)
  • Почему Нина нахмурилась? Обсудите это в парах.
  • А может мальчик заставил её о чём-то задуматься?
  • Прочитайте, что она сделала дальше.
  • Что чувствовала девочка в этот момент? Прочитайте следующее предложение про себя и попробуйте ответить. (Ей было стыдно.)
  • Из-за чего же ей было стыдно? (Сравнила себя и этого малыша, стыдно за своё поведение.)

3. Работа над концом рассказа.

  • Прочитайте рассказ до конца самостоятельно и представьте, что происходило с девочкой.
  • Что же происходило с девочкой, когда она осталась в роще одна? (Чтение.)
  • Почему она заплакала? (Она чувствовала свою вину, ей было стыдно за себя, её мучила совесть.)

VI. Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом.

1. Чтение с доски предложения (основная мысль – слайд 2):

“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла ... .”

  • В рассказе есть самое главное предложение. Я его написала на доске, но некоторые слова пропустила. Прочитайте и вставьте нужные слова из текста.

Чтение одним учеником с доски, чтение хором пропущенных слов.

(В предложении на слайде появляются слова “беспощадная совесть”.)

  • Как вы думаете, повторит ли Нина когда-нибудь свой поступок? Почему?
  • Теперь вы знаете, какие мучения переживает тот, кто поступает, заведомо зная, что это плохо.

2. Вторичное обращение к названию рассказа.

  • Обратимся к названию рассказа. (Чтение хором.)
  • Теперь это слово понятно вам? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
  • Что же такое совесть? Чтение с доски хором (слайд 2):
  • “Совесть – это чувство ответственности за своё поведение”.
  • Прочитайте пословицы с доски (слайд 3).Выберите те, которые соответствуют прочитанному рассказу:
    • Нечистая совесть спать не даёт.
    • Совесть без зубов грызёт.
    • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
    • Без совести и при большом уме не проживёшь.

3. Личностное отношение к герою.

  • Какое чувство возникло у вас к этой девочке? Определи своё отношение к Нине: ты её осуждаешь или жалеешь? (Девочку жалко.)
  • А у Гайдара? (И ему жалко. Он и создал свой рассказ, чтобы показать переживания девочки.)

4. Словесное рисование.

  • Прочитайте конец рассказа (последний абзац).
  • Нарисуем словами картину к этому отрывку. Как мы это будем делать? (Сначала рисуем место действия, затем главных героев, добавляем необходимые детали и раскрашиваем.)
  • Вот чистый лист (слайд 4) на доске.
  • Попробуем создать словесную иллюстрацию.
  • А теперь закройте глазки и представьте картину целиком.
  • Откройте глазки. Такую картину представили? (слайд 5)
  • Давайте эту иллюстрацию раскрасим.
  • Закройте глазки и представьте картину (замена чёрно-белого изображения на цветное – слайд 6).

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Подведение итогов.

  • Интересно ли было вместе размышлять вслух? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
  • Кто сам считает, что работал на уроке отлично? Хорошо? Поднимите руки.

2. Домашнее задание (дифференцированное).

Прочитайте рассказ и рассмотрите иллюстрацию к нему в учебнике.

I группа II группа III группа
Подберите строчки из рассказа к иллюстрации. Подготовьте рассказ о том, что происходило до момента, изображённого на картинке. Подготовьте рассказ о том, что происходило после момента, изображённого на картинке.

Технические средства обучения

1. Персональный компьютер с программным обеспечением.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экспозиционный экран.

4. Мультимедийная презентация к уроку.

Методическая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.

3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. Методическое пособие / Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012.

4. Литературное чтение: программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-2 класс / О.В.Кубасова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

5. Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям, электронные материалы для учителя в свободном доступе на сайте издательства:
  2. http:www/kniga21vek.ru: 2 класс;
  3. на сайте “Образовательная система “Гармония” для начальной школы”:
  4. http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/