Цели урока:
Учебная: познакомить учащихся с семьей Петра I и дать краткие характеристики его родственников
Развивающие:
а) продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, иллюстрациями
б) способствовать развитию логического мышления, устной речи
в) продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, обобщения и самоконтроля
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважения к русской истории, культуре, чувства прекрасного, радости в учении
Задачи:
- обучающие - формирование навыков исследовательской деятельности, умение отвечать на проблемные вопросы
- развивающие - развивать у учащихся умение применять полученные на уроке знания при работе с различными источниками – письменными и электронными.
- воспитательные - умение давать нравственную оценку поступкам политических деятелей
Тип урока: урок освоения новых знаний
Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями, схемой, текстом учебника, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Приложение - презентация
I. Организационный момент (приветствие).
Презентация - название темы урока (слайд №1)
II. Постановка цели, знакомство с планом урока (слайды №2-3)
Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет семья Петра I.
III. Проверка домашнего задания. (слайд №4)
- Что изменилось в развитии науки и образования?
- Какие направления русского искусства стали развиваться при Петре Великом? Приведи примеры.
- Что претерпело изменения в дворянском быту? Что появилось нового?
- Какое значение имели реформы ПетраI в области культуры?
Учащиеся вспоминают пройденный материал и отвечают на поставленные вопросы.
Делают выводы о том, что
- Культура петровского времени соединяла в себе новации Петра I и традиции прежней Руси
- Шло усиление светских начал и активное насаждение западноевропейских образцов
- Зародилась и развивалась отечественная наука
- Оформилась система образования
- Расцвела художественная культура
Учитель ведет диалог, задает вопросы и комментирует ответы учеников.
IV. Новый материал.
Учитель показывает схему, где изображены жены и дети Петра Великого (Слайд 5) и знакомит учащихся с семьей ПетраI. Ученики, глядя на годы жизни,
- просчитывают количество лет, которые прожили близкие царя,
- выявляют тех, кто пережил императора и мог претендовать на престол
Проблемное задание – был ли реальный наследник у русского императора? Кто он?
Учитель начинает более подробно знакомить ребят с семьей Петра Великого.
1. Первый брак Петра I (слайды №6-7)
Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. В 1698 году ПетрI расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в Суздальский Покровский монастырь, где она была пострижена под именем Елены. Там она полгода носила иноческое платье, затем стала жить мирянкой.
2. Сын Алексей (слайды №8-11).
Петру некогда было заниматься своим сыном, и воспитанием царевича занимался барон Г.Гюйссен и А.Меньшиков. Он учился охотно, особенно успешно изучал иностранные языки. Учился за границей. В 1711 году царевич Алексей женился на немецкой принцессе Шарлотте Софии, которая родила дочь и сына. После смерти родителей внук ПетраI жил и воспитывался в семье деда. Алексей попал под враждебные Петру влияния. Он жалел мать, не любил отца, не стремился к учению и не понимал преобразований отца. Отец предложил ему уйти в монастырь, в ответ тот бежал в Австрию. Царевич был обвинен в измене, возвращен на Родину, отрекся от престола. Признался в государственной измене и был приговорен к смерти. Царевич Алексей умер в Петропавловской крепости в 1718 году.
3. Второй брак (слайд №12-14).
По этому вопросу учащийся делает сообщение. Учитель дополняет его иллюстрациями – портретами ЕкатериныI и её дочерей Анны и Елизаветы и показом слайдов.
4. “Устав о наследии престола” (слайд №15)
Работа с текстом учебника на стр.167 – работа с документом “Уставом о наследии престола” Учащиеся пытаются найти ответы на вопросы после документа
- Почему император решил принять этот документ?
- Что давал этот документ России?
Учитель дополняет ответы учащихся. Устав о наследии престола 1722 г. - резко изменил порядок престолонаследия. Пётр I объявил: “Всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство”.
Учитель руководит деятельностью учащихся, возвращая их к проблемному заданию .
Проблемное задание – был ли реальный наследник у русского императора? Кто он? (слайд №16)
Учитель выслушивает версии о том, что наследником мог стать при наличии регента внук Петра I – Петр Алексеевич. Возможно, что некоторые ученики назовут императрицу или её дочерей в качестве наследниц.
Учитель делает вывод: Пётр умер и не успел объявить наследника, то создал напряжённую ситуацию, приведшую к борьбе за трон в эпоху дворцовых переворотов (слайд №17).
V. Рефлексия.
Каждый ученик выставляет сам себе итоговую отметку за урок и отвечает на вопрос: “Что нового ты узнал сегодня на уроке?”.
VI. Домашнее задание: учащиеся записывают задание в дневники параграф 25
VII. Выставление оценок.
VIII. Окончание урока.