Ложкорезное искусство
В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу употребляли жидкие яства - супы, каши. Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Развитию промыслов способствовали наличие запасов древесины, близость крупнейших торговых центров - Макарьевской и Нижегородской ярмарок, а также деловитость, предприимчивость и художественный вкус старообрядческих умельцев, которые в ХVII - начале ХVIII века стали основывать в керженских лесах свои поселения.
Хохломские ложки
Хохломская роспись со свойственными ей технологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII-ХVIII веков на севере Нижегородской губернии, в нынешних Семеновском и Ковернинском районах. Родиной хохломы считают поселок Семино Ковернинского района. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома Нижегородской губернии, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений - Семино, Большие и Малые Хрящи, Новопокровское и др.
Полхов- Майданские ложки
Село Полховский Майдан расположено расположено на юге Нижегородской области и с XIX века является одним из центров изготовления деревянной посуды, которую продавали нерасписанной. Ярмарки для мастеров были не только местом обширного торга, здесь вольно или невольно шёл обмен опытом выделки деревянных изделий. Опытный резчик и судописец без лишних словесных пояснений могли уловить тонкости чужой технологии. Считается, что идею украшения белой посуды принёс в Полхов Майдан в 1914 году местный мастер Павел Никитич Полин вместе с купленным им в Сергиевом Посаде аппаратом для выжигания по дереву. И через пять лет полховско-майданскую посуду стали украшать цветами, выжигаемыми по собственным рисункам мастеров. Потом кому-то пришла мысль заполнить пространство, обрамлено тонкой выжженной линией, яркой краской, клеевой или масляной, что было под руками. Соседи из Семёнова с годами пришли к выводу, что лучше всего работать с анилиновыми красителями, разведёнными на спирту. Их опыт с 1930 года начали использовать в своей работе полхов-майданские художники. Сразу же возрос спрос на данные изделия и для ускорения процесса их оформления выжженную бороздку заменили тонкой чёрной линией, наносимой пером и тушью. Лепестки цветов засияли сочными красками, но каждый цвет непременно был замкнут по контуру чёрной линией. Цветы “с наводкой” - так называется этот приём росписи, ставший характерным для полховско-майданских композиций.
Городецкие ложки
Ещё один традиционный стиль росписи ложек -городецкая роспись. Городецкие изделия отличались по своей технологии от соседних хохломских. Так, если хохломские росписи укрепляли закалкой в печи, то городецкая роспись термической обработке не подвергалась. Да и физически это было невозможно, поскольку использование множества красок, часть из которых были неустойчивы к обжигу, в отличие от хохломской росписи, в которой используется четыре цвета из четырёх термостойких красок.
Городецкие мастера когда-то работали темперными красками, разведёнными на яйце, а сегодня расписывают изделия масляными красками непосредственно по структуре древесины или по нанесённому нитрокрасками цветовому фону. А довершает дело характерная “оживка” белилами. Когда роспись сделана, изделие покрывается плотной и прочной плёнкой лака.
Городецкие изделия, в частности, ложки, можно сразу выделить по круглым цветам-пятнам с белыми “оживками”.
Замеженские ложки
Орнаменты росписи замеженских ложек состоят из четырёхугольников, ромбиков с петельками по углам, чёрточек, точек – характерных элементов, украшающих буквицы и заставки печорских рукописных книг. Цвет росписи тоже был традиционным – чёрно-красным. Художники сами готовили краски. Чёрную, в среде мастеров – “чернила”, готовили на основе сажи с добавкой смолы лиственницы (“тающий серы”). Последний компонент входил в рецепт краски и у переписчиков старинных книг, что ещё раз подтверждает связь искусства художников-ложкарей и в стилистическом, и в технологическом плане с древним искусством переписчиков книг.
Хотьковские ложки
В современном ассортименте изделий Хотьковской фабрики среди прочей продукции явно выделяются ложки. Их несколько видов: от миниатюрной до массивной ковшеподобной. Размер и форма ручки во многом определяют вид резьбы, её композиционную насыщенность. Здесь, как и в любом другом промысле, тоже есть свои секреты.
Поскольку глубина прорезки рисунка мала, всего 1,5-2 мм, то, чтобы изделие с абрамцево-кудринской резьбой выглядело нарядно, его ещё декоративно отделывают: красят, лакируют и полируют/
Иногда можно встретить большие декоративные местные ложки, но без лакового глянца, хотя и с матово-восковым блеском, который достигается покрытием ложки вместо лака горячей восковой мастикой с последующим растиранием засохшей массы щёткой и сухой тряпкой. Этим приёмом мастера вносят разнообразие в окончательную отделку резных изделий.
Кроме Хотьковских ложек с абрамцево-кудринской резьбой муществуют и другие виды резных ложек, например, декорирование прорезной или геометрической резьбой. Также существуют и некоторые другие разновидности традиционных расписных ложек, помимо упомянутых выше.