Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, а важным условием повышения качественного обучения является внедрение компетентностного подхода.
Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс мы выделяем следующие ключевые компетентности:
- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
- автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
- информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Совершенно невозможно представить, что успешное формирование ключевых компетентностей возможно без внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная работа учителями нашего МО осуществляется в самых разнообразных видах и формах, которые мы условно делим на следующие:
- индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися при подготовке ими рефератов, докладов, презентаций; руководство детским творчеством; работа с одаренными обучающимися, и т.п.;
- групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений (кружки, секции, творческие группы);
- массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом ( вечера, конференции; недели, олимпиады и конкурсы; игры, выпуск тематических газет, внепрограммные экскурсии и т.п).
Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми.
Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучения. Все учителя убеждены, что для внеурочной работы характерны:
- необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся;
- добровольность выбора ими вида работы;
- определенная самостоятельность участников работы;
- учет местных условий.
И главное увлечь и поддерживать интерес в течение всего года. Старт начинается с 4 октября. В течение последних четырёх лет, т.е. с 2009/2010 учебного года, проводился общешкольный КВН “Физика и космос”. В игре принимали участие команды учащихся 6-8 классов. А для учащихся 9-11 - конкурсы разной направленности, что позволяет участникам продемонстрировать свои знания по физике и смежным наукам, умение работать в команде, а также увидеть и оценить умения других участников игры.
Хотя содержание конкурсов каждый год новое, но принципы их подбора сохраняются. В них должны присутствовать:
- практическое применение школьных компетенций к жизненным ситуациям;
- межпредметные связи;
- исторический или краеведческий момент.
Форма выполнения заданий – конкурсов также разнообразна и построена по принципу постоянной смены вида деятельности.
И в ходе подготовки, и в ходе мероприятия продолжается работа учителей по формированию многих ключевых компетентностей обучающихся, а именно:
- предметной компетентности – способности действовать в разных ситуациях с помощью полученных на уроках знаний и умений;
- математической компетентности – умения работать с числом, числовой информацией;
- продуктивной компетентности – быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
- информационной компетентности – способности владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- социальной компетентности – способности действовать в социуме;
- коммуникативной компетентности – способности вступать в общение с целью быть понятым;
- автономизационной компетентности – способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
- нравственной компетентности – готовности, способности жить по традиционным нравственным законам.
И иногда уверенно чувствовали себя в предметной игре учащиеся именно учащиеся 6 класса, что свидетельствует о высоком познавательном интересе, и мы понимаем, что наша работа должна быть направлена и на сохранение интереса и на развитие устойчивого интереса и на формирование ключевых компетентностей. С опытом по развитию интереса обучающихся к предмету посредством участия в олимпиадах и конкурсах и формированию ключевых компетентностей выступала Кондратьева Л.Н. перед учителями района. (Приложение 1).
В ноябре традиционно проходят олимпиады и научно-практические конференции учащихся 9-11.
Сам процесс решения задач при определенной методике весьма положительно влияет на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения.
По мнению Л.Фридмана, одной из основных в обучении математике функций задач является функция формирования и развития у учащихся общих умений решений любых математических (в том числе и прикладных) задач.
В феврале традиционно проходит неделя МИФ. Тщательно относимся к объявлению. Понимаем - главное увлечь! (Приложение 2).
Пример КВН представлен Колосовой О.В. (Приложение 3, 4).
Наиболее эффективным для формирования метапредметных компетентностей учащихся (познавательной, информационной) является проектный метод - исследовательская работа школьников. Уже с 5-го класса используется в практике работы учителей школы технология “подготовки к докладу” (заимствована у А.А.Гина), реализуются тем самым принципы педагогической техники: открытость, деятельность, идеальность. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого человека.
Работа по данной технологии способствует тому, что учащиеся все более активно начинают проявлять интерес к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Свои работы представляют на традиционной школьной научно-практической конференции, районной и городской конференции. Опыт использования метода проектов описан Ситниковой Е.И. (Приложение 5).
Проекты по физике и математике представлены также в приложениях. (Приложение 6, 7, 8).
Поддерживаем такую форму занятий как индивидуальное обучение своих учеников в группе заочного обучения в СУНЦ НГУ по предметам математика и физика. Это еще одна форма получения углубленных знаний по предмету, подготовка учеников к успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах, к качественной сдаче выпускных экзаменов в 9 и 11 классах.
Завели с ребятами новую традицию: после проведения внеклассных мероприятий у учащихся берётся интервью, ребята пишут сочинение или маленький рассказ, это помогает получить оценку проведенного мероприятия и скорректировать работу на будущее. Так после проведенных путешествий в мир физики в феврале, мы поняли, что необходимо подготовить группу для проведения физических конкурсов в летний период. Увлекла работа и вожатых и заинтересовала наука физика еще большее число ребят.
Учителя информатики практикуют проведение учебных экспериментов и исследовательскую практику.
Подводя итог, отметим, что организация таких занятий обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
- регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность;
- коммуникативные: развитие речевой деятельности; навыки сотрудничества;
- познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий.
Приятно осознавать, что наша творческая лаборатория помогает нам совершенствовать свою педагогическую технику, заставляет с удовольствием руководить творческими поисками своих учеников. При этом видим, как они становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. У них более высокая работоспособность. Но самое главное: у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.