"Правописание мягкого знака после шипящих в конце имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1) научить находить в словах орфограмму - букву ь после шипящих в конце имён существительных;

2) развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.

I. Оргмомент.

II. Словарная работа. Диктуется склоняемые и несклоняемые имена существительные.

Ученики делят их в 2 столбика. Слова для диктовки:

Бассейн, пальто, метро, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро,

III. Актуализация изученного о ь.

- Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

профиль ателье беречь
пальмовый серьёзный стеречь
брать судья испечь

(Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола)

IV. Введение в тему урока.

1. Чтение темы урока на странице учебника 4.

- Какие вы знаете шипящие звука?

2. Проблемная ситуация. (Групповая работа)

- На какие две группы можно разделить слова? Почему?

Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ.

(Ученики работая в группах решают проблемную ситуацию )

3. Работа над текстом правила с.4.

4. Презентация на экране. Ученики выполняют задания.

V. Физминутка.

VI. Развитие орфографических умений.

1. Упр.175 по учебнику - развивается умение отличать орфограмму после букв шипящих.

В конце существительных от других видов орфограмм с ь.

(На доске работают 3 ученика. (Проверка коллективная)

сельдь раздолье дичь (ж.р.)
польза стулья чушь (ж.р.)
ширь соловьи полночь (ж.р.)
дрожь (ж.р.)

2. Коллективная работа со словарём. Ученики находят имена существительные оканчивающие на шипящие согласные. Пишут в два столбика мужской и женский род. Составляют предложения с этими словами. Проверка коллективная.

VII. Итог урока. Домашнее задание упр.175 по учебнику.