Цели урока:
1) научить находить в словах орфограмму - букву ь после шипящих в конце имён существительных;
2) развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.
I. Оргмомент.
II. Словарная работа. Диктуется склоняемые и несклоняемые имена существительные.
Ученики делят их в 2 столбика. Слова для диктовки:
Бассейн, пальто, метро, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро,
III. Актуализация изученного о ь.
- Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?
профиль | ателье | беречь | ||
пальмовый | серьёзный | стеречь | ||
брать | судья | испечь |
(Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола)
IV. Введение в тему урока.
1. Чтение темы урока на странице учебника 4.
- Какие вы знаете шипящие звука?
2. Проблемная ситуация. (Групповая работа)
- На какие две группы можно разделить слова? Почему?
Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ.
(Ученики работая в группах решают проблемную ситуацию )
3. Работа над текстом правила с.4.
4. Презентация на экране. Ученики выполняют задания.
V. Физминутка.
VI. Развитие орфографических умений.
1. Упр.175 по учебнику - развивается умение отличать орфограмму -ь после букв шипящих.
В конце существительных от других видов орфограмм с ь.
(На доске работают 3 ученика. (Проверка коллективная)
сельдь | раздолье | дичь (ж.р.) | ||
польза | стулья | чушь (ж.р.) | ||
ширь | соловьи | полночь (ж.р.) | ||
дрожь (ж.р.) |
2. Коллективная работа со словарём. Ученики находят имена существительные оканчивающие на шипящие согласные. Пишут в два столбика мужской и женский род. Составляют предложения с этими словами. Проверка коллективная.
VII. Итог урока. Домашнее задание упр.175 по учебнику.