Цель занятия: развитие потребности младших школьников в познании, повышение осознанности и активности учащихся в развитии технической стороны навыка чтения.
Задачи.
1. Развитие познавательной мотивации через постановку учебных задач.
2. Развитие устойчивости и концентрации внимания при работе со скороговоркой и таблицами Шульте.
3. Выработка чёткого произнесения слов, правильного речевого дыхания, единого темпа чтения в ходе речевой зарядки.
4. Развитие оперативного поля зрения (чтения) при работе с таблицами Шульте.
5. Обучение быстрому, правильному и сознательному чтению без напряжения на основе многократного чтения текста.
6. Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребности в эмоциональном освоении действительности.
7. Воспитание интереса к чтению через научно-познавательную литературу.
Оборудование и дидактический материал:
демонстрационный: портрет В.Бианки,
иллюстрация водяного воробья (оляпки);
раздаточный: тексты В.Бианки “Любитель холодных ванн”,
светофоры (средства обратной связи),
ручка, лист бумаги,
таблицы Шульте:
5 | 13 | 16 | 8 | 10 |
11 | 22 | 20 | 24 | 6 |
15 | 1 | 9 | 13 | 18 |
7 | 19 | 4 | 23 | 21 |
2 | 12 | 25 | 17 | 14 |
и | е | о | з | м |
а | ж | т | ц | б |
р | a | и | у | к |
п | й | х | д | и |
ё | г | л | с | в |
План занятия с хронометражем
№ | План | Хронометраж |
I. Вводная часть | 1. Пятиминутка чтения 2. Постановка учебной задачи |
5 мин. 1 мин. |
II. Основная часть | 1. Речевая зарядка 2. Работа с таблицами Шульте 3. Многократное чтение текста В.Бианки “Любитель холодных ванн” |
10 мин. 6 мин. 20 мин. |
III.Заключительная часть | 1. Подведение итогов | 3 мин. |
Конспект (Приложение)
“Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками” (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).
Правила разучивания скороговорок (См.: Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. - №1).
Работа с таблицами Шульте (См.: Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. - №11).
Многократное чтение текста (См.: Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения. – Луганск, 1989).