Как психологически подготовить школьников к выпускным экзаменам

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (156 кБ)


(Cлайд 1). Презентация

Цели и задачи: сориентировать родителей выпускников в правильном подходе к организации подготовки к экзаменам; рациональном использовании времени и сил; дать советы в правильной организации питания и отдыха.

Экзамены грядут, и протестует душа.

Под этими строками, написанными в начале века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, безоговорочно подпишутся ученики всех времен и народов. Слишком нервное и тревожное дело!

Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную. но неизбежную часть нашей жизни. Они требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки.

Известны случаи, когда дети в прямом смысле слова заболевают в ожидании административной или районной контрольной: у них повышается температура, болит и кружится голова, пропадает аппетит. А что говорить о предстоящих выпускных экзаменах, ЕГЭ? Нередки случаи когда уверенные в себе и успешные ученики оказывались не в состоянии ответить у доски на достаточно простые вопросы, в то время как их гораздо менее уверенные в себе одноклассники демонстрировали неожиданно высокие результаты.

Учитель может по своему усмотрению сократить число контрольных работ, но не в его власти освободить детей от экзаменов.

Одни ученики воспринимают экзаменационные ситуации достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в победе. У других не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем от страха выступает пот. Не менее встревоженные предстоящими испытания ми взрослые стараются помочь своим детям в “широком диапазоне”: от обвинений в бездействии и призывов больше внимания уделять учебе до восклицаний: “Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь”. Увы, все эти традиционные способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а ребенку помогают мало.

Наблюдения позволяют считать, что не только процесс проверки знаний больше всего волнует учащихся. Выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью, предписанной всем, и перед ним встает двойная необходимость: во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути; во-вторых, даже в случае, если выбор сделан. нет никакой гарантии, что он может быть реализован.

(Cлайд 2)

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к психологической адаптации в новой социальной ситуации. Здесь родителям, прежде всего, необходимо проявить умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности; помнить, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувства внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.

Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, релаксации не составит большого труда. Постарайтесь сами научиться и научить ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.

Ситуация неуспеха при поступлении в вуз особенно мучительна для выпускника, если он скован страхом не оправдать ожиданий родителей.

(Cлайд 3)

Очень важна психологическая поддержка выпускнику, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал, или не поступил в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Умение сконцентрироваться на положительном поможет успокоиться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказан: “Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!”

Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.

С введением в наших школах ЕГЭ тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Педагогическая практика и первый опыт проведения ЕГЭ показали, что проблему можно избежать или котя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и выпускники будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.

Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?

Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.

Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня.

(Cлайд 4)

Сон — не менее 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.

В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит работоспособность.

Прогулка на свежем воздухе, занятая спортом, дискотека — 8 часов.

Подготовка к экзаменам — 8 часов в день. Лучшее время. когда внимание и память находятся “на высоте” — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10—15-минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по лому. После 2,5—3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 мин) для приема пиши. после чего по заниматься еще часа три.

Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам она увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые \упражнения:

— посмотреть попеременно вверх- вниз, вправо-влево (15—20 сек);

— попеременно фиксировать взгляд на удален ном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек):

— “рисовать” глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону.

В период подготовки к экзаменам желательно избегать просмотра видеофильмов. телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

(Cлайд 5)

В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Для продуктивной работы мозгу необходимы разнообразные продукты.

(Cлайд 6)

• Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему помогут грецкие орехи.

• Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, которые содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге.

• Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание обыкновенная морковь.

• Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.

• Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверенность в себе банан.

• Способность к концентрации внимания усиливает обычный репчатый лук. По мнению немецких ученых, половинка луковицы в день в период нервного напряжения просто необходима.

• Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет капуста. Чтобы прошел “мандраж”, нужно съесть перед экзаменом салат из капусты.

• Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С лимон.

Нельзя давать школьникам накануне экзаменов седативные препараты. (Cлайд 7)

Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты (элениум, тазепам и др.).

“Успокаиваться” надо заранее: за 1—2 недели до экзаменов полезно попоить ребенка настойкой из трав — пустырника, валерианы, боярышника, пиона или отварами из них. Настойки принимают от 20 капель до чайной ложки, отвары — по 1/3 стакана 2—3 раза в день после еды.

Накануне же или перед самым экзаменом ничем успокаивающим поить ребенка не стоит: можно спровоцировать сонливость, рассеянность, заторможенность, а на экзамен нужно прийти собранным и активным.

В период подготовки к экзаменам каждое утро давайте школьнику по 1–2 драже аскорбиновой кислоты — за свойство вызывать прилив сил и улучшать умственную работоспособность ее по праву называют витамином бодрости.

Советы родителям выпускников. (Cлайд 8)

• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Если взрослые способны справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

• Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше они боятся неудачи, тем больше вероятности наделать ошибок.

• Наблюдайте за самочувствием детей, контролируйте режим их подготовки, не допускайте перегрузок.

• Обеспечьте удобное место для занятий.

• Обратите внимание на правильность питания.

• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам, подготовьте различные варианты тестовых заданий.

• Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка к ориентации во времени и умению его распределять.

• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых. Лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы на экзамен прийти с ясной головой и хорошей памятью.

(Cлайд 9)