Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- анализировать свои действия;
- отличаться мобильностью;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание;
- иметь способность к сотрудничеству, что невозможно представить без знания иностранного языка.
В отличие от предыдущих стандартов, теперь при подготовке урока учитель иностранного языка должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь, потому что особенностью содержания современного начального, основного общего и среднего общего образования является не только ответ на вопрос “Что обучающийся должен знать?”, но и формирование учебных, универсальных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Я остановлюсь на личностных универсальных учебных действиях. Какие возможности они дают обучающимся английскому языку?
Планируемые образовательные личностные результаты.
1. Овладение иностранным языком как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов.
2. Воспитание личностных качеств: активности, умения сотрудничать, личной взаимной ответственности.
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям: патриотизм, экологическая и этическая культура, нравственность.
Уже на начальном этапе у ребенка формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе, своей семье, друзьях. На примере поступков и характерных черт сказочных персонажей, героев учебников (а наш учебно-методический комплекс для начальной школы называется “Семья и друзья”) учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону поведения героев и свою. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать для чего выполняются устные и письменные задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Методически высоко эффективными, формирующими представления об эстетических идеалах и художественных ценностях, являются нетрадиционные формы обучения: уроки – праздники. Дети дарят открытки, которые создают на уроке своим родителям, бабушкам, учителям.
Пишут письма Деду Морозу и не просто просят подарки, а сначала пожелают ему радости, положительных эмоций, исполнения желаний.
Другие формы обучения - это видео - урок “Моя семья”, урок-экскурсия “По странам и континентам”.
Обучение на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому, формированию личностных универсальных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:
- отгадай кроссворд;
- составь кроссворд;
- составь загадку по пройденной лексике;
- игра “Я знаю все звуки”;
- составь любимое слово и обоснуй свой выбор; (например, “мороженое”, потому что моя мама любит мороженое)
- нарисуй картинку и составь ее описание;
- игра “Кто больше скажет слов на любимую букву”; (награда - воздушный шарик)
- игра “Лото” на закрепление лексики;
- прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками;
- игра “Спасибо за…” с угадыванием голоса одноклассника;
- расшифруй телеграмму, используя порядок слов в алфавите;
- представь свою поделку.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке “умения учиться”. На своих уроках я часто использую игру “Восстановление рассказа”. Целью данной игры является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков и умений. В ходе игры каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определенного рассказа, которое он должен запомнить. На это дается 1 минута. Играющие зачитывают свои предложения, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет свое предложение, выходя к доске. Могут соревноваться 2 команды, которым предлагаются 2 рассказа.
Еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности - “театр”, который тоже помогает в обучении в сотрудничестве. При чтении рассказа, диалога или даже фразы я прошу детей представить, что они на сцене и выступают перед зрителями. А если мы поем о Дне рождения, то одеваем колпачки. Уроки - праздники - замечательный стимул для разыгрывания сценок. В 7 и 8 классах я применяю игру “Один день в Нью-Йорке”. В ходе игры дается ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, а затем выбрать те, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор. Любимый вид деятельности у детей - создание рекламы мест отдыха, кафе со здоровой едой и т. д. Цели данных игр - активизировать монологическую речь в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Способы формирования и проверки личностных универсальных учебных действий отражаются в различных учебных заданиях, например, вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: “Тебе нравится?”, “Я предлагаю своему другу”, “Я спрашиваю своего друга, одноклассника”, “Я советую, как вести себя на интервью”. Оценка того, что ученик слышит, читает на английском языке, что говорит и пишет сам, позволяет ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира и окружающих его людей.
Проведение динамических пауз дает учащимся стимул на здоровый образ жизни.
Технология проблемного обучения, которая имеет практическую значимость в формировании личности, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению английского языка. Например, для учащихся 10 класса предлагается текст о манерах поведения. Молодая семья живет в России. Жена - англичанка, которая всегда исправляла, как ей казалось, невежливые просьбы мужа: “Принеси чай!”. По ее мнению, ему следовало бы сказать: “Не могла бы ты принести чашку чая, пожалуйста?”. Вопрос учителя после прочтения текста: “На кого больше похожи люди в нашей стране по манере поведения на Кристину или Александра? Проблема состоит в том, что при общении россиян с англоговорящими собеседниками существуют определенные трудности, которые, конечно же, можно преодолеть, зная, что они связаны с расхождениями в трактовке вежливости.
Со стороны учащихся всегда возникает интерес к вопросам межкультурного характера. В свой реферат о необходимости изучения английского языка в наше время Саша Мокрушина включила материал о стратегиях речевого поведения в англоязычной среде и заняла 1 место на 4 городской научно-практической конференции, которая проходила в рамках краевой, а я защитила курсовую работу, которая дополнила мою авторскую программу по бизнесу, учась на курсах в Московском государственном университете им. Ломоносова.
Эффективно проходит на уроке групповая работа с одинаковым текстом. Один ученик выбирает предложения, которые ему нравятся; второй - то, что не нравится; третий - составляет вопросы, а четвертый приводит примеры из жизни согласно проблеме, указанной в тексте. Потом все задания выполняются по кругу, то есть все проходят через эти виды деятельности. Вопросы проблемного характера были предложены и на олимпиаде “Flex” по обмену с США. Все 3 тура трое девятиклассников: Никита Мошкин, Галина Белова и Анастасия Сайфутдинова выдержали достойно.
Технология “Case study”, которая переводится как “случай в реальной жизни” и которая бала создана Гарвардским университетом в 1924году, позволяет спровоцировать дискуссию, сподвигнуть учащихся к обсуждению и осмыслению реальной жизненной ситуации и принятию решения. Примером может стать представление маркетинговой стратегии компании “Levi Strauss”, что дает толчок к тому, чтобы задуматься о личном, профессиональном, жизненном самоопределении.
Приемы критического мышления так же эффективны на старшей ступени. Например, при изучении темы “Характер” ученики обмениваются мнениями о своих положительных и отрицательных чертах, используя аргументы “за” и “против”.
Интересно проходит игра “Да. Нет. Может быть”. Класс делится на три группы. Услышав вопрос учителя, нужно быстро занять позицию под карточками “Да. Нет. Может быть” и защитить свой ответ.
Практически на каждом уроке в своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают визуализацию учебного процесса, активизируют мыслительную деятельность, позволяют проводить уроки в активной диалоговой форме. После прохождения каждой темы учащиеся создают свои проекты и представляют их в виде презентаций. Тем самым ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
ИКТ технологии позволяют также организовывать интерактивное обучение.
Например, игра “Бинго” на закрепление лексики по теме “День Благодарения” и создание сказки “Потерявшийся музыкант марширующей группы”. Мои интерактивные тренажеры, представленные мною на всероссийский конкурс “Интерактивная мозаика”, получили высокую оценку и право распространения на территории России и зарубежных стран.
Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках универсальные учебные действия закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности, а именно: участие в олимпиадах, конференциях, поездках в зарубежные страны и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни и индивидуальной творческой деятельности. Меня порадовали дипломанты 9 международной олимпиады по основам наук, конкурса переводческой профориентации, городского конкурса “Весенняя капель”. Настя Гуцко успешно сдала международный Кембриджский экзамен. А Саша Мокрушина, практикуясь в летнем лагере США, показала высокие результаты в конкурсах.
Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия в более широких контекстах в социальных практиках.