Цели урока:
Подготовка к уроку: перед уроком: учащиеся разбиваются на 5 команд (“Квадрат”, “Круг”, “Треугольник”, Параллелограмм”, “Трапеция”) случайным образом, вытаскивая из коробки фигурки: квадраты, круги, треугольники, параллелограммы, трапеции. Каждая команда занимает место вокруг своего стола.
На доске: слайд №1 из приложения 2 (приветствие).
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока-игры.
Представление членов жюри (старшеклассников).
2. Конкурсная программа.
Неофициальный конкурс:
Дать определение геометрической фигуры, название которой носит команда.
За правильное определение бонус – 1 балл.
1 конкурс: “Блиц”
В течение трех минут команды пишут на бланках ответы на 10 вопросов (слайд №2), после этого сдают листки членам жюри.
А(-2; 1); В(3; 5); С(1; -1).
Найдите:
1) Координаты вектора ;
2) | | ;
3) Координаты вектора 3;
4) Координаты середины P отрезка ВС ;
5) Уравнение окружности с диаметром ВС;
6) . Найти
координаты точки N ;
7) . Найти
координаты вектора ;
8) | | ;
9) В – середина СМ. Найти координаты точки М
;
10) Уравнение прямой ОС, где О – начало
координат.
Проверка - пока идет второй конкурс. Критерии проверки: 1 правильный ответ – 1 балл.
2 конкурс: “Мы любим решать задачи!”. (Слайд №3).
В течение 15 минут команды решают три задачи (условия раздаются).После этого сдают решения.
1. А(-3; 2); В(2; 4); С(-1; -3). Записать уравнение такой окружности, что
а) все три точки лежат внутри окружности;
б) только одна точка внутри окружности;
в)только две точки внутри окружности.
2. Найти такие целые числа a, b, c1 ,c2 в равенстве
, чтобы .
3. Ровно три вершины квадрата лежат на осях координат. Найти наименьшее возможное значение суммы ординат всех вершин квадрата, если его периметр равен 8.
Критерии проверки: №1 – 3 балла, №2 – 3 балла, №3 – 2 балла (максимум). Проверка – во время презентации и рассказа о Рене Декарте.
Жюри подводит итоги конкурса 1 (сообщают правильные ответы и результаты в баллах).
3 конкурс: “Мозговой штурм” (слайд №4).
На экране появляются вопросы, команды решают, отвечает тот, кто первый решил (поднимает руку с символом команды). Решения обсуждаются у доски.
Задача 1 (слайд №5).
Отметить несколько точек на плоскости так, чтобы расстояния между любыми двумя из них были равны.
Какое наибольшее количество таких точек можно отметить?
Задача 2 (слайд №6).
А (-3; 2); В (-2; 3). Найти координаты точки С такой, что:
- ;
Задача 3 (слайд №7).
Даны два вектора. Задайте только один вопрос, но такой, чтобы услышав ответ, можно было определить:
- коллинеарны ли векторы;
- равны ли векторы.
Задача 4 (слайд №8).
Степа Смекалкин утверждает, что для любого вектора, заданного координатами начала и конца, быстро сможет назвать координаты начала и конца вектора, равного данному. А вы сможете?
Задача 5 (слайд №9).
x2 + y2 – 4x + 2y + 1 = 0 и x2 + y2 + 2x – 6y + 1 = 0
Определить взаимное расположение двух окружностей:
Задача 6 (слайд №10).
А (-5; 4), В (1; -3), С (2; -2), D (-2; 3). Распределить точки по следующим линиям:
- биссектриса 2-го и 4-го координатных углов;
- прямая, параллельная оси OX и отстоящая от неё на 3 единицы;
- прямая, параллельная оси OY и отстоящая от неё на 5 единиц;
- окружность с центром О и радиусом .
Критерии проверки:
№1 – 1+3=4 балла (1- за первую часть, 3- за вторую);
№2 – 1+2=3 балла;
№3 – 1+2+3 балла;
№4 – 2 балла;
№5 – 3 балла;
№6 – 4 балла.
4 конкурс: “Пойми меня” (слайд №11).
По одному участнику от каждой команды объясняют математический термин, не используя слово “вектор” (слайд №12).Угадывают все участники.
Предлагаемые термины: “коллинеарность”, “коорлинаты вектора”, “единичный вектор”, “модуль вектора”, “уравнение линии”.
Критерии оценивания:
За каждое слово – 1+1 (за объяснение и за отгадку).
5 конкурс: “Этот замечательный Треугольник В Координатах” (слайд №13).
Команды самостоятельно решают три задачи в течение 15 минут, потом сдают решения. Проверка – во время конкурса №6.
Задача 1. Две вершины правильного треугольника лежат на оси абсцисс, а третья – на оси ординат. Найдите длину стороны треугольника, если сумма всех координат всех его вершин равна 2. (Слайд №14).
Задача 2. Вершина А треугольника имеет координаты (8;5). Какие значения может принимать сумма ординат вершин В и С, если средняя линия этого треугольника лежит на оси абсцисс? (Слайд №15).
Задача 3. Вершинами треугольника являются точки А (-3; 8), В (-8; -4), С (4; 1). Найдите длину той стороны треугольника, которая содержит точки и оси абсцисс, и оси ординат (слайд №16).
Критерии проверки: по 5 баллов за правильное решение каждой задачи.
6 конкурс: “Кто больше?”
На картинке с параллелограммом требуется провести два отрезка так, чтоб образовалось как можно больше пар равных векторов. Перечислить эти пары и посчитать их количество (слайд №17).
Критерии проверки – 3 балла той команде, у которой больше таких пар.
Пока идет историческая пятиминутка, жюри подводит итоги.
Историческая пятиминутка: презентация (Приложение 3) и рассказ о Декарте.
После этого члены жюри объясняют решения всех задач конкурса №6.
Подведение итогов – три первых места среди команд, а также оценки “5” для самых активных и успешных участников (на доске слайд №17).
Домашнее задание:
- В трапеции ABCD точки M и N являются серединами оснований AD и BC соответственно. Пусть = , =. Выразите вектор через векторы и.
- В окружности хорда AB, концами которой являются точки A (-5; 6) и B (-7; 11), образует с ее диаметром AC угол, равный 60°. Найдите диаметр окружности.
Литература
1. Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. “Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С.Атанасяна. 9 класс”. М.: “Просвещение”, 2012.
2. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. “Математическая шкатулка” М.: “Просвещение”, 1988.
3. М.Ю. Шуба. “Занимательные задания в обучении математике” М.: “Просвещение”, 1995.
Приложения:
1. Ответы на задачи регаты. Приложение 1
2. Презентация 1 с условиями задач.
3. Презентация 2 к рассказу о Рене Декарте.
(Отдельные формулы имеют некорректный вид. См. вариант автора. Приложение 4)