Актуальность комплексного подхода к рассмотрению проблемы чтения

Разделы: Начальная школа


Все мы прекрасно помним, что в недавнем прошлом основным требованием к навыку чтения в начальной школе был темп, техничность. Сейчас уже понятно, что это устаревшее и неактуальное требование, поскольку разрабатывалось оно в начале 20 века, когда основной задачей школе была борьба с неграмотностью населения. Обучение чтению строилось без учёта индивидуальных физиологических, психологических особенностей детей. Тексты в школьных учебниках были простые по содержанию и структуре. Методика работы с текстом предполагала выработку техники, динамичности чтения, за счёт, в основном, многократного перечитывания одного текста.

Современные общество изменилось. Всё больший объём информации школьники получают из различных текстовых источников, поэтому и подходы к проблеме обучения чтению изменились.

К сожалению, у многих родителей до сих пор остался прежний взгляд на чтение. Например, мама интересуется как читает её ребёнок, имея в виду как быстро, в каком темпе он переводит письменную речь в устную, с какой скоростью. Не понимая того, что чтение может быть механическим, неосознанным или у ребёнка, например, логопедические проблемы, а таких первоклассников сейчас большинство.

Поэтому в современной методике обучения чтению мы уже говорим о компетентности читателя. Актуальность комплексного подхода к рассмотрению проблемы чтения определяется потребностями:

1. Государства

Существуют государственные требования, отраженные в “Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте”. В стандарте зафиксировано, что у выпускников начальной школы должны быть развиты такие читательские действия, как:

а) поиск информации и понимание прочитанного.

Подразумеваются следующие умения:

- нахождение в тексте сведений, заданных в явном виде,

- определение темы и главной мысли текста,

- деление текста на части и составление плана,

- вычленение основных событий и установление их последовательности,

- выделение 2-3 признаков сравниваемых объектов,

- понимание информации, представленной в виде таблицы, схемы, диаграммы,

- использование ознакомительного, изучающего, поискового видов чтения,

- ориентирование в словарях и справочниках;

б) преобразование и интерпретация информации, а именно:

- различные виды пересказа текста,

- установление связей, не показанных в тексте напрямую,

- формулирование выводов на основе прочитанного,

- составление монологического высказывания на основе прочитанного текста;

в) оценка информации, то есть:

- высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте,

- оценивание содержания и языковых особенностей, структуры текста,

- подвержение сомнению достоверности прочитанного,

- участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

2. Самой школы

В школе есть документ, определяющий, что есть чтение, читающий ребёнок. При этом акцент делается не только, как это обычно понимается, на работу с художественной и научно-популярной литературой, но и чтение различных текстовых документов:

- инструкции,

- правила, определения,

- текстовые задачи,

- задания для практической работы,

- тексты, включающие схемы, условные обозначения, рисунки, таблицы, числовые единицы.

Школа сама определяет необходимость и значимость работы с различными видами текстовых материалов.

3. Желательно, чтобы потребности школы совпадали с потребностями родителей и учитывались запросы родителей.

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок любил читать и делал это каждый день, при этом не только комиксы, но и серьёзную литературу. Поэтому в школе приветствуется заинтересованность родителей. Развиваются новые формы работы с родителями: регулярные встречи в клубе “Семейное чтение”, “Читательский клуб”, акции “Читающая школа”, “ Читаем вместе с родителями”, информирование родителей о книжных новинках, выставках, конкурсах.

Родители знают о приоритетах работы в школе и со своей стороны поддерживают, хотя бы морально, проводимую работу в школе.

4. Интересы международного сообщества

Россия, как и многие другие страны, принимает участие в международном тестировании PIRLS. Международный проект “Изучение качества чтения и понимания текста” PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени проведены три цикла: в 2001, 2006, 2011 годах.

В России это исследование организовывали специалисты Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

- чтение с целью освоения и использования информации.

В 2006 году в исследовании приняли участие 40 стран. Россия занимает первое место в таблице результатов, наряду с Гонконгом и Сингапуром (разница в результатах минимальна и не является статистически значимой). В 2001 году наша страна занимала 12 место среди 35 стран-участниц. В 2011 году четвероклассники подтвердили высокий уровеньв области чтения и понимания текстов.

Высокие результаты российских школьников можно объяснить, только рассматривая в комплексе все изменения, которые произошли в системе начального образования и в стране в целом:

1. Изменение среднего возраста выпускников российской начальной школы.

Российские школьники, принявшие участие в исследовании в 2006 году, примерно на полгода старше школьников, принимавших участие в исследовании в 2001 году: средний возраст учащихся, окончивших начальную школу в 2006 году, составил 10,8 лет, в 2001 году он составлял 10,3 года. Для развития ребенка на этом возрастном этапе это очень существенная разница.

2. Структурные изменения в системе начальной школы.

С 2001 года в России вся начальная школа стала четырехлетней, в то время как до этого параллельно существовали две системы обучения: начальная школа 1-3 и начальная школа 1-4. Для сравнения: в 2001 году 63% выпускников начальной школы обучались по программе 1-3 и только 37% - по программе 1-4. В 2006 году практически все российские участники исследования обучались четыре года. Увеличение на один год продолжительности обучения не могло не привести к улучшению результатов.

3. Повышение уровня готовности первоклассников к школе.
Усиленное внимание к образованию детей старшего дошкольного возраста (распространение практики предшкольного образования).

4. Качественные изменения российской начальной школы.

Главным направлением педагогических инноваций стал переход от репродуктивных методов обучения, когда знания и умения передаются детям в готовом виде, к активным и творческим методам, направленным на то, чтобы побуждать детей к поиску новых знаний и помогать искать ответы на их собственные вопросы.

5. Использование в практике начальной школы различных систем мониторинга учебных достижений.

В последние годы была радикально пересмотрена система оценивания учебных достижений школьников, в частности, в школах появились тесты и более тонкие системы мониторинга, которые позволяют проверять не только память школьников, но их умение применять усвоенные знания в новых, нестандартных ситуациях, умение учить себя самостоятельно, мыслить критично и независимо.

Как и в общеобразовательных стандартах при чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании PIRLS оценивались четыре группы читательских умений:

- нахождение информации, заданной в явном виде;

- формулирование выводов;

- интерпретация и обобщение информации;

- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Наряду с этим специалистами PIRLS выдвигается ряд требований, не отраженных ни в стандартах, ни в программных материалах, например,

- компетентность в быту (в общении с друзьями, родителями, обществом, особенности общения с учреждениями, техникой).

Не правда ли, многие из нас, бывая на экскурсиях с учениками в музеях, видели табличку “Тихо” и делали замечания своим ученикам, пытавшимся разговаривать. А надпись не означает запрет разговаривать вовсе, а лишь указывает, что делать это нужно тихо.

- понимание инструкции

Приобретая какую-либо технику, многие ли из нас читали инструкцию к ней? Делали это прежде, чем начать её эксплуатировать, а не тогда, когда она сломалась. А ведь это несформированная привычка чтения именно инструкции.

- чтение – не только навык. К компетенциям чтения относится, например, самостоятельность, инициативность, обязательность, то есть элементы культуры, воспитания.

Специалисты PIRLS утверждают, что ценность чтения в том, чтобы ребёнок (и даже взрослый) мог бы быть самостоятелен в окружающем его мире, максимально независимым от других при получении какой-либо информации. Речь идёт не только о получении новых знаний из различных источников в привычном для нас смысле, но и умения сориентироваться в экстремальной ситуации: что делать, когда ты потерялся или как вести себя чрезвычайной ситуации.

В 1956 году в Америке была создана Международная Ассоциация Чтения для того, чтобы образовательные учреждения, в том числе и для взрослых, пересмотрели своё отношение не только к чтенческим навыкам и умениям, но так же к способностям в чтении и культуре чтения.

В IRA вступили Ассоциации учителей чтения, учителей английского языка и литературы и логопеды. Таким образом, проблема чтения сразу стала междисциплинарной. Ассоциация сразу стала международной — к ней присоединились Германия, Франция, Австрия.

Подтолкнула к этому авария 1956 года, случившаяся на одной из атомных станций Соединённых Штатов Америки. Расследование выявило банальную причину столь серьёзной трагедии: один технический специалист станции выполнил неправильную последовательность устранения неполадок, понадеявшись на свой опыт работы, не выполнил всю последовательность операций при сбое системы. Другой оператор неправильно понял инструкцию.

Американские учёные-лингвисты пришли к выводу, что такое неграмотное отношение к чтению может стать проблемой всей Земли.

Около 30 лет Россия даже не входила в эту ассоциацию чтения. К моменту присоединения нашей страны к данной организации, насчитывалось около 300000 членов ассоциации по всему миру – людей, обеспокоенных проблемами чтения.

В заключение стоит отметить, в исследовании PIRLS зафиксированы позитивные изменения в способностях российских школьников. И важно, чтобы эти позитивные изменения нарастали, так как требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают. В связи с этим не стоит останавливаться на достигнутых результатах. А для этого необходимо, чтобы образование продолжало двигаться в сторону понимания сути проблемы чтения.