Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
Тип: урок первичного предъявления новых знаний.
Место темы по планированию: первый из 7 уроков данной темы по программе (6 часов в неделю).
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цели урока:
- Познакомиться с распределительным свойством умножения.
- Научится находить и применять сочетательное и распределительное свойство умножения при упрощении выражений.
- Формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление.
- Развивать культуру речи при произношении математических терминов.
- Воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность, умение адекватно оценивать свои знания.
Цели использования ИКТ:
- Повысить интерес к математике у различных групп учащихся.
- Разнообразить деятельность учащихся на уроке.
- При контроле на ПК работа ученика оценивается сразу.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран или интерактивная доска.
Раздаточный материал: листы самооценки, черновики, цветные смайлики настроения.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Устный счет. Сообщение темы урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение и применение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Физкультминутка.
- Работа по теме урока, контроль на ПК.
- Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание.
Приложения:
- Презентация к уроку «Упрощение выражений», созданная в программе PowerPoint из пакета программ Microsoft Office 2007г (Презентация);
- Листы самооценки для учеников (Приложение 1);
- Тест для ПК по теме «Упрощение выражений», созданный в программе Excel из пакета программ Microsoft Office 2007г (Приложение 2).
План проведения урока
№ |
Этапы урока |
Время |
I. | Организационный момент. | 2 мин |
II. | Устный счет. Сообщение темы урока, целей. | 3 мин |
III | Актуализация опорных знаний. | 5 мин |
1 | Переместительное и сочетательное свойство умножения. | 2 мин |
2 | Применение этих свойств для упрощения выражений. | 3 мин |
IV | Изучение и применение нового материала. | 13 мин |
1 | Распределительно свойство умножения. | 1 мин |
2 | Применение распределительного свойства для вычислений | 5 мин |
3 | Применение распределительного свойства для упрощения выражений | 7 мин |
V | Закрепление изученного материала. | 5 мин |
1 | Упрощение выражений в тетрадях. | 4 мин |
2 | Проверка ответов на экране. | 1 мин |
VI | Физкультминутка. | 2 мин |
VII | Работа по теме урока, контроль на ПК. | 10 мин |
1 | Выполнение теста на ПК по теории урока. | 5 мин |
2 | Решение уравнений. Проверка уравнений у соседа по парте. | 5 мин |
VIII | Итог урока. Задание на дом. Рефлексия. | 5 мин |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Эй, дружок, ты готов начать урок.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь одну оценку пять?
– Хорошо! Садитесь.
– Ребята, у Вас на столах лежат смайлики с
мордашками-настроениями: веселое, грустное,
безразличное. Поднимите, пожалуйста ту, которая
соответствует вашему настроению сейчас (ребята
поднимают). Слайд 1
– Ещё у вас лежат зеленые листки самооценки с
этапами нашего урока, напишите в верхней строке
листа свою фамилию, а по ходу урока напротив
каждого этапа мы будем ставить себе оценку. Слайд
2.
II. Устный счет. Сообщение темы урока
Учитель: Для начала проведём разминку (Слайды 3-4, ребята отвечают по порядку, ответы появляются в ячейках по щелчку).
Учитель: В своих листах самооценки ставим +, кто ни разу не ошибся. Сегодня на уроке мы повторим правила, которые вы изучали в начальной школе, дадим им новое название и будем учиться применять их при упрощении выражений. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Упрощение выражений». Слайд 5.
Учитель: Цели нашего урока (записать заранее на доске):
- Изучить различные способы упрощения выражений.
- Научиться применять полученные знания при решении примеров и уравнений.
- Формировать грамотную и культурную речь.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие свойства умножения мы с вами уже изучали?
Дети отвечают: переместительное и сочетательное (вместе с учителем дают определение).
Учитель:А сегодня мы познакомимся ещё и с распределительным свойством умножения и научимся применять его при решении примеров и уравнений. Слайд 6.
Учитель:Рассмотрим применение сочетательного свойства умножения: Слайды 7-8.
Дети поднимают руку и отвечают (ответы появляются по щелчку).
IV. Изучение и применение нового материала
Учитель: А теперь перейдём к изучению нового для нас распределительного свойства.
Дети читают и записывают в тетради распределительное свойство с помощью букв, решают устно примеры на экране (Слайды 9-11 ответы появляются по щелчку).
Учитель:Используя распределительный закон, мы с вами узнали как можно устно умножать большие числа и научились упрощать выражения. Например, выражение 23а + 27а мы записали в более простом виде или, как говорят математики, упростили. Такие преобразования, в результате которых получается более простое выражение, называют упрощением выражений. Рассмотрим выражение 60а. Это произведение числа 60 и буквы а. Говорят, что число 60 – это числовой множитель или коэффициент, а буква а – буквенный множитель. Упрощая выражение 23а + 27а, мы сложили коэффициенты 23 и 27 , а буквенный множитель оставили без изменения. Упростите: Слайд 12.
Дети отвечают с места, учитель комментирует (для проверки ответы возникают по щелчку).
V. Закрепление изученного материала
Учитель:Следующее задание выполняем в тетрадях на оценку. Упростите выражение и найдите его значение Слайд 13. Проверка на Слайде 14.
Учитель: В листах самоконтроля не забываем поставить себе оценку, если допустили ошибку, то оценка на балл ниже.
VI. Физкультминутка(гимнастика для глаз, физ. упражнения. Слайды 15-19).
VII. Работа по теме урока, контроль на ПК
Учитель: Следующее задание – решение уравнений. Пока 1 вариант садится за ПК и выполняет тест по теории, второй вариант решает уравнения в тетрадях, применяя упрощение выражений, затем меняемся. Уравнения вы потом проверите друг у друга и поставите оценку в лист самооценки. А за тест на ПК компьютер вам сам выдаст оценку, её тоже выставляем в лист самооценки (решения уравнений затем разбираем на доске, они появляются на экране по щелчку, тест на ПК можно пройти повторно тем, кто получил низкий балл). Слайды 20-21.
Тест (Приложение 2)
VIII. Итог урока. Задание на дом (Слайды 22-23)
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают:
Задание на дом: стр. 87 № 574 (а, б) и № 576 (а, б)
Используемая литература: (Слайд 24)
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000;
- Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы – М: Дрофа, 2004.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.– М.: Классикс Стиль, 2007.
- http://images.yandex.ru/. Коллекция картинок.
- http://animashky.ru/. Коллекция анимаций.
- https://urok.1sept.ru/articles/626153/presentation/pril.pptx Презентация открытого урока. Автор Червякова О.Ю.