Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Цели урока: выяснить, что происходит с веществом при плавлении и отвердевании.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить уже имеющиеся знания по теме «Строение вещества».
- познакомиться с понятиями плавление, отвердевание.
- продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.
- объяснить понятия плавления и отвердевания с точки зрения изменения внутренней энергии
- Воспитательные:
- формирование коммуникативных качеств, культуры общения
- формирование интереса к изучаемому предмету
- стимулирование любознательности, активности на уроке
- развитие работоспособности
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса
- развитие интеллектуальных способностей
- развитие умений выделять главное в изучаемом материале
- развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Средства обучения:
- Учебник «Физика 8» А.В. Перышкин § 12, 13, 14.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, 610 - 618.
- Раздаточный материал (таблицы, карточки).
- Презентация.
- Компьютер.
- Иллюстрации по теме.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Заполнение таблицы: твердое, жидкое, газообразное.
- Определение темы урока.
- Переход из твердого в жидкое агрегатное состояние и наоборот.
- Запись темы урока в тетрадь.
- Изучение новой темы:
- Определение температуры плавления вещества.
- Работа с таблицей учебника «Температура плавления».
- Решение задачи.
- Просмотр анимации «плавление и отвердевание».
- Работа с графиком «Плавление и отвердевание».
- Заполнение таблицы: плавление, отвердевание.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
№ этапа | Работа учителя. | Работа учащихся. | Записи в тетради. | Что используется. | Время | |
1. |
Организационный момент. Приветствие. |
|
Слайд 1 |
1 |
||
2. |
В 7 классе мы познакомились с различными агрегатными состояниями вещества. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Примеры? |
Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Например, вода, лед, водяной пар. |
|
Слайд 2 |
|
|
Давайте вспомним, какими свойствами и почему обладают вещества в том или ином агрегатном состоянии. Вспоминать будем, заполняя таблицу. (Приложение 1). Учитель фиксирует, в каком порядке группы поднимают руки, останавливает работу по истечении 2 минут. |
Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист с незаполненной таблицей и карточки с ответами. За 2 минуты они должны поместить карточки в соответствующие клетки таблицы. По готовности члены группы поднимают руки. Через 2 минуты группы отчитываются в своей работе. Одна группа поясняет, какую карточку, в какую клетку они поместили, почему, а члены остальных групп либо соглашаются, либо исправляют ответ. В результате у каждой группы таблица заполнена правильно. Группа, первой правильно выполнившая задания получает один балл. |
|
Слайд 2 раздаточный материал |
6 |
||
3.1. |
Итак, что общего и что различного в свойствах твердых тел и жидкостей? |
И твердые тела и жидкости сохраняют объем, но форму сохраняют только твердые тела. |
|
Слайд 2 |
3 |
|
Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким образом твердое вещество может переходить в жидкое состояние и наоборот. Выясним, какие условия необходимы для этих переходов. |
|
|
||||
Вспомните, как называется переход вещества из твердого в жидкое агрегатное состояние? |
Как правило, ученики вспоминают название процесса – плавление. |
|
||||
Как называется обратный процесс: переход вещества из жидкого в твердое агрегатное состояние? Как называется внутренняя структура твердых тел? |
Если ученики сразу не ответят на вопрос, им можно немного помочь, но обычно, ответ дают сами ученики. Процесс перехода вещества из жидкого в твердое состояние называется отвердеванием. Молекулы твердых тел образуют кристаллическую решетку, поэтому процесс можно назвать кристаллизацией. |
|
||||
3.2. |
Итак, тема сегодняшнего урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел». |
Записывают тему урока в тетрадь. |
Плавление и отвердевание кристаллических тел |
Слайд 3 |
1 |
|
4.1. |
Еще раз вспомним, что мы уже знаем о агрегатных состояниях вещества и о переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое. |
Ученики отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ (в этом случае и в дальнейшем) учащийся получает 1 балл. |
|
4 |
||
Почему только в твердом агрегатном состоянии тела сохраняют свою форму? Чем отличается внутреннее строение твердых тел от внутреннего строения жидкостей и газов? |
В твердых телах частицы расположены в определенном порядке (образуют кристаллическую решетку) и не могут далеко удаляться друг от друга. |
|
||||
Что изменяется при этом во внутреннем строении вещества. |
При плавлении нарушается порядок расположения молекул, т.е. разрушается кристаллическая решетка. |
|
||||
Что необходимо сделать, чтобы расплавить тело? Разрушить кристаллическую решетку? |
Тело необходимо нагреть, то есть сообщить ему некоторое количество теплоты, передать энергию. |
|
Слайд 4 |
|||
До какой температуры нужно нагреть тело? Примеры? |
Для того, чтобы расплавился лед нужно нагреть его до 0 0С. Для того, чтобы расплавилось железо, нужно нагреть его до более высокой температуры. |
|
||||
Итак, для плавления твердого вещества необходимо нагреть его до определенной температуры. Эта температура называется температурой плавления. |
Записывают в тетрадь определение температуры плавления. |
Температура плавления – это температура, при которой плавится твердое вещество. |
||||
4.2. |
У каждого вещества своя температура плавления. При температурах выше температуры плавления вещество находится в жидком состоянии, ниже – в твердом. Рассмотрим таблицу учебника на странице 32. |
Открывают учебники на указанной странице. |
|
Слайд 5 таблица 3 учебника |
4 |
|
|
|
|
|
|||
При какой температуре отвердевает вода? Железо? Кислород? |
При 0°С, 1539°С, -219°С. |
|
||||
Вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся. |
|
Температура кристаллизации вещества равна температуре его плавления. |
||||
4.3. |
Вернемся к вопросу: Что происходит с внутренним строением вещества при его плавлении? Кристаллизации? |
При плавлении разрушается кристаллическая решетка, а при кристаллизации она восстанавливается. |
|
Слайд 6 |
5 |
|
Возьмем кусок льда при температуре -10 °С и будем сообщать ему энергию. Что произойдет с куском льда? |
Лед будет нагреваться до 0 °С. Дальше начнется плавление. |
|
||||
Задача: Какое количество теплоты необходимо сообщить 2 кг льда для того, чтобы нагреть его на 10 °С? |
Используя таблицу на странице 21, решают задачу. (устно). Потребуется 2100·2·10=42000 Дж=42 кДж |
|
||||
На что расходуется в данном случае теплота? |
На повышение кинетической энергии молекул. Повышается температура льда. |
|
||||
4.4. |
Рассмотрим, как меняется температура льда при равномерном сообщении ему некоторого количества теплоты, что происходит с внутренним строением льда (воды) в приведенных процессах. |
Смотрят предлагаемую презентацию, отмечают, что происходит с веществом при его нагревании, плавлении, охлаждении, отвердевании. |
|
Слайды 7 - 10 |
4 |
|
4.5 |
График. Какому процессу соответствует участок АВ, ВС? Будет ли повышаться температура льда при начале его плавления. График ВС. |
Участок АВ соответствует процессу нагревания льда. ВС – плавление льда. При начале плавления температура льда перестает повышаться. |
|
Слайд 11 |
4 |
|
Продолжает ли лед получать энергию? На что она расходуется? |
Лед продолжает получать энергию. Она расходуется на разрушение кристаллической решетки. |
Во время процесса плавления температура вещества не изменяется, энергия расходуется на разрушение кристаллической решетки. |
||||
В каком агрегатном состоянии находится вещество в точке В? в точке С? При какой температуре? |
В – лед при 0 °С. С – вода при 0 °С. |
|
||||
Что обладает большей внутренней энергией: лед при 0 °С или вода при 0 °С? |
Вода обладает большей внутренней энергией, так как в процессе плавления вещество получало энергию. |
|
||||
Почему температура начинает расти на участке СD? |
В точке С заканчивается разрушение решетки и в дальнейшем энергия расходуется на повышение кинетической энергии молекул воды. |
|
||||
4.6. |
Заполните таблицу (Приложение 2) используя график и предложенную анимацию. Регламент 2 минуты. Учитель следит за процессом заполнения таблицы, фиксирует, кто закончил выполнять задание, останавливает работу по прошествии 2 минут. |
Заполняют таблицу. По окончании заполнения таблицы ученики поднимают руку. По прошествии 2 минут ученики читают свои записи и поясняют их: 1 ученик – 1 строчка, 2 ученик – 2 строчка и т.д. Если отвечающим допущена ошибка, ее исправляют другие ученики. Ученики правильно и полностью справившиеся с заданием за 2 минуты получают 1 балл. |
|
Раздаточный материал |
5 |
|
5. |
Итак, энергия потребляется веществом при плавлении и нагревании, а выделяется при кристаллизации и охлаждении, причем при плавлении и кристаллизации изменения температуры не происходит. Попробуйте применить эти знания при выполнении следующих заданий. |
|
|
|
5 |
|
Железо, взятое при температуре 20 °С, полностью расплавили. Какой график соответствует этому процессу? |
Выбирают на слайде график, соответствующий указанному процессу, поднимают руки, числом пальцев указывая номер выбранного графика. Один из учащихся (по выбору учителя) объясняет свой выбор. |
|
Слайд 12 |
|||
Воду, взятую при температуре 0 °С, превратили в лед при -10 °С. Какой график соответствует этому процессу? |
|
Слайд 13 |
||||
Твердую ртуть, взятую при температуре -39 °С, нагрели до температуры 20 0С. Какой график соответствует этому процессу? |
|
Слайд 14 |
||||
Будет ли плавиться лед, взятый при 0 °С, в помещении с температурой 0 °С? |
Нет, для разрушения кристаллической решетки необходима энергия, а теплопередача возможна только от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой, следовательно в данном случае теплопередача осуществляться не будет. |
|
Слайд 15 |
|||
6. |
Итоги урока. Учащиеся, набравшие за урок 5 и более баллов, получают положительные оценки. |
|
|
|
2 |
|
7. |
Домашнее задание. |
|
|
Слайд 16 |
1 |
Используемая литература:
- Перышкин А.В. учебник «Физика 7»
- Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7 – 9 классы», Москва, «Экзамен», 2006 г.
- В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7 – 8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001 г.
- Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5 – 9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001 г.
- http://kak-i-pochemu.ru