Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
- Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.
Развивающие:
- Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
- Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.
- Развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.
- Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Личностные УУД:
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Познавательные УУД:
- уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.
Личностные УУД:
- уметь выполнять самооценку.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- индивидуальная;
- парная.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова;
- рабочая тетрадь по окружающему миру;
- мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку;
- хиллюстрации с изображением времен года, карточки с названием явлений природы.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельностьучащихся | Время | Приложение |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
|
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
|
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке. |
2 мин. |
|
2. Актуализация знаний. |
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
|
– Отгадайте загадку:
– Какие времена года вы знаете? – Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы. – Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока? |
Времена года
Зима, весна, лето, осень
Явления природы |
2 мин. |
Слайд 2.
На доске вывешиваются иллюстрации времен года. |
3. Постановка учебной задачи. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
– Мы поговорим о явлениях природы. О том, для какого времени года характерно данное явление. Какую цель ставим на уроке для себя? |
Узнать о явлениях природы. |
1 мин. |
Слайд 2. |
4. Открытие нового знания.
Физкультминутка «Дождик»
Физкультминутка «Ручеек». |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.
|
1) Отгадайте, какое это явление природы?
Для какого времени года характерно это явление природы? 2) Отгадайте загадку:
Для какого времени года характерно это явление природы? Посмотрите на фотографию осеннего дождя. Выберите среди слов, записанных на доске, те, которые описывают осенний дождь. Осенний дождь может идти – моросить – день, и два, и неделю, наводя на людей тоску и уныние. 3) Практическая работа. Обратите внимание на осеннее дождливое небо. Такое небо называют свинцовым. Как вы думаете – почему? Сравните свинец и небо. Какого они цвета? Попробуйте подержать свинец в руке. Что вы можете сказать? Вот и тучи на осеннем небе кажутся тяжелыми, готовыми в любой момент пролиться холодным дождем. 4) Посмотрите на фотографии летнего дождя, послушайте. Какие слова подойдут для описания этого явления природы? 5) Очень часто летний дождь приходит не один, а вместе с другим явлением природы, которое я сейчас предлагаю вам угадать.
Посмотрите на фотографию, послушай приближение грозы. В какое время года мы можем наблюдать грозы? Дожди с грозами характерны именно для лета, но первые первые грозы приходят к нам весной. Послушайте, как о первой весенней грозе сказал известный русский писатель Федор Иванович Тютчев:
Почему о первом громе говорится, что он грохочет «как бы резвяся и играя»? 6) А мы продолжаем знакомство с явлениями природы.
Для какого времени года характерно это явление природы? В какую погоду появляется иней? 7) О каком явлении природы говорится в этой загадке?
Для какого времени года характерно это явление природы? В какую погоду идет снег? 8) Снег зимой может идти весь день или несколько дней. И тогда говорят, что на улице… 10) Но вот пригрело ласковое весеннее солнышко. Под его теплыми лучами снег дрогнул и начал … Для какого времени года характерно это явление природы? Посмотрите на фотографию, послушайте звуки наступающей весны. Что вы в них услышали?
11) Посмотрите на следующий слайд. Как называется это природное явление? Для какого времени года оно характерно? Послушайте, как трещат льдины, сталкиваясь между собой, напирая друг на друга. 12) Работа по учебнику с. 42. (Произведение читают хорошо читающие дети). Послушайте, о каком явлении природы говорится в рассказе? Это радуга. В какое время года бывает радуга? Что вы узнали из рассказа, когда на небе появляется радуга? Кто из вас знает сколько цветов у радуги? 13) Название этого явления природы произошло от двух слов – листья падают. Как оно называется? Когда бывает? 14) И еще об одном явлении природы мы с вами сегодня узнаем. Посмотрите на слайд. Что это? Туманы бывают в каждом из времен года. |
Роса.
Лето.
Дождь.
Дожди бывают летом, осенью и весной.
Осенний дождь холодный, нудный, он моросит.
Похоже на свинец.
Серого. Он тяжелый.
Летний дождь теплый, он шелестит, шуршит по листьям, иногда бывает такой сильный, что говорят, что дождь льет как из ведра.
Гроза (молния). Лето, весна.
Гром как бы пробует свои силы.
Иней. Зима. Когда после небольшой оттепели бывает мороз.
Снег.
Зима. Когда нет сильного мороза. Снегопад.
Таять. Весна.
Радость природы, пробуждающейся от зимнего сна.
Ледоход. Весна.
Радуга. Лето. После дождя. 7.
Листопад. Осенью. Туман. |
15 мин. |
Слайд 3.
На доске под иллюстрацией с изображением лета вывешивается карточка со словом «роса». Слайд 4. На доске под иллюстрациями с изображением весны, лета и осени вывешиваются карточки со словом «дождь». На доске записаны слова: теплый, холодный, нудный, моросит, льет, шелестит, капает, шуршит, струится.
Учитель демонстрирует свинец. Учитель предлагает нескольким ученикам подержать свинец.
Слайд 5.
Слайд 6.
На доске под иллюстрациями весны и лета вывешиваются карточки со словом «гроза».
Слайд 7. Прикрепляется карточка со словом «иней» под иллюстрацией с изображение зимы.
Слайд 8. Прикрепляется карточка со словом «снег» под иллюстрацией с изображение зимы. Слайд 9. Прикрепляется карточка со словом «снегопад» под иллюстрацией с изображение зимы. Слайд 10. Прикрепляется карточка со словами «таяние снега» под иллюстрацией с изображение весны.
Слайд 11. Прикрепляется карточка со словом «ледоход» под иллюстрацией с изображение весны.
Слайд 12. На доске под иллюстрацией с изображением лета вывешивается карточка со словом «радуга».
Слайд 13. На доске под иллюстрацией с изображением осени вывешивается карточка со словом «листопад». Слайд 14. На доске под иллюстрациями с изображением весны, лета, осени и зимы вывешиваются карточки со словом «туман». |
5. Первичное закрепление.
|
Регулятивные: внесение необходимых дополнений, изменений в свою работу, если она расходится с образцом; осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные: умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. |
Из приведенных на слайде объектов природы выберите те, которые относятся к теме нашего урока.
|
|
3 мин. |
Слайд 15.
|
6. Самостоятельная работа.
|
Коммуникативные: сотрудничество с товарищем при выполнении задания в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных Познавательные: понимание информации, представленной в виде рисунка. Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом |
Работа в тетради по окружающему миру с. 21. 1) Вы много узнали о явлениях природы. Нарисуйте два явления природы, которые вам особенно понравились, запомнились. Теперь обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте и проверьте его работу. 2) Раскрасьте рисунки явлений природы: листопада, туч, дождя. Проверьте свою работу. |
Взаимопроверка.
Самопроверка. |
10 мин. |
|
7. Рефлексия учебной деятельности. |
Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: умение выполнять самооценку. |
О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Какой вывод сделаем? Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)? Достигли ли мы поставленной цели? Понравился ли вам урок? |
Дождь, снег, ветер, метель, радуга, гроза, роса, туман, иней – всё это явления природы. |
2 мин. |
|