Цель: привлечь внимание детей к наблюдению за животными, формировать умение видеть необычное в привычном.
Задачи урока:
1. Предметные:
- развивать познавательный интерес к природе, к животным.
- развивать умение видеть необычное в привычном.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать творческое мышление;
- расширить кругозор учащихся;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
3. Личностные:
- формировать чувство товарищества, уважения.
- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в наблюдений за живой природой.
- вызывать чувство удивления и восхищения.
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, операционная среда – Windows XP, Microsoft Power Point;
карточки с заданием для каждой группы, школьная доска, сигнальные карточки.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, любите ли вы наблюдать? Что чаще всего становится объектом вашего наблюдения? (Предполагаемые ответы детей: домашние животные, растения, машины и т.д.)
- Сегодня мы поиграем в очень интересную игру- викторину
« Эти забавные животные». Узнаем много нового и интересного о них.
На протяжении многих столетий человек наблюдал за жизнью животных, пытался разгадать их секреты и тайны. Хотел лучше узнать их образ жизни и никогда не переставал удивляться. Ведь они такие забавные, эти животные.
- Пугливые и беззаботные,
- Коварные и благородные ,
- Смешные и славные,
- Эти забавные животные!
(На экране слайды с животными соответствующие данным характеристикам, по выбору учителя).
- Для игры мы должны разделиться на группы. Каждый из вас получил картинку с изображением животного. Формирование групп осуществляется по признаку потребления ими пищи: хищники, травоядные, всеядные. (На формирование групп отводится минута)
- Команды-группы готовы, и можем начинать викторину.
Заработанные вами баллы будут записываться в таблицу на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По окончании викторины подведём итоги.
Название тура |
Хищники |
Травоядные |
Всеядные |
Тайны животного |
|
|
|
Четвёртый лишний |
|
|
|
Блиц - опрос |
|
|
|
Мир животных в пословицах и поговорках |
|
|
|
Литература и животные |
|
|
|
Итог. |
|
|
|
- Желаю командам успеха. Помните, что успеху способствует уважение и взаимосотрудничество между членами команды. Команды готовы? Начинаем.
1 тур. Тайны какого животного нам предстоит раскрыть? (Право ответа предоставляется команде, поднявшей сигнальную карточку первой)
Загадка: Рыжая плутовка обошла всех ловко. В гости к курочкам пришла, утащила петушка.
Ответ: лиса
Каждый из вас знает кумушку-лису .Обычно в сказках ее называют Патрикеевной .А назвали ее в честь князя Патрикея Наримунтовича. Он прославился своей хитростью. А так-как лиса очень хитрая, вот она и получила это отчество.
Вопрос: Может ли лиса отличать опасные капканы от консервных банок?
Ответ : да.
Живя часто поблизости людей, она научилась отличать капкан от банок. Обоняние и тонкий слух помогают лисе не только скрываться от врагов , но и добывать себе пищу.
Вопрос: Какая основная пища у лисы?
Ответ :Грызуны.
Существует мнение , что основная еда лисы - зайцы. Да, она не прочь отведать зайчатинки, но догнать зайца очень трудно. Поэтому весь рацион состоит из мышей.
Вопрос: Почему у лисы на кончике хвоста мех совсем белый?
Ответ: Ориентир для лисят.
Белое пятнышко на кончике хвоста – ориентир для лисят, которые бегают за матерью в глухом лесу в сумерках.
Вопрос: Зачем лисе нужен хвост?
Ответ: Укрыть нос в стужу.
В сильный мороз лиса прячет свой нос в хвост. Он согревает так лису.
2 тур. Каждая команда получает карточку с заданием. (На выполнение задания отводится 5 минут)
Игра «Четвёртый лишний».
Подчеркните слово, обоснуйте свой выбор:
Лиса, медведь, заяц, дятел -_________________________________________
Сорока, белка, клёст, синица – ______________________________________
Волк, ёж, конь, лиса – ______________________________________________
Заяц, кот, кролик, собака - __________________________________________
Бельчонок, лисёнок, медведица, волчонок - _____________________________
Лиса, волк, заяц, белка - ____________________________________________
Медведь, заяц, лиса, волк - __________________________________________
Варианты ответов:
дятел – это птица;
белка – это зверь;
конь – домашнее животное;
заяц – дикое животное;
медведица – взрослое животное;
заяц – не имеет своего домика (2 вариант: белка – делает запасы на зиму); медведь – зимой впадает в спячку.
Веселая физминутка. (Стих выводится на экран, дети читают хором и выполняют движения)
Шли по крыше три кота, Три кота Василия, |
(ходьба на месте) |
Поднимали три хвоста. Прямо в небо синее. Сели киски на карниз. Посмотрели вверх и вниз. Посмотрели вверх и вниз. |
(поднимаем руки вверх) (тянемся на носочках) (присели) (наклоны головы) |
И сказали три кота: - Кра-со-та! Кра-со-та! |
(хлопаем в ладоши) |
3 тур. Сейчас вам за короткое время предстоит ответить на 10 вопросов. Ответы должны быть односложные.
Блиц-опрос (ответы записываются на листочке, на обдумывание ответа – 30 сек.):
- Листопаднички – кто они? (зайцы.)
- Кто не ткачиха и не пряха, а людей одевает? (овца, баран.)
- У какой птицы зимой появляются птенцы? (клесты)
- Косой ли заяц? (нет)
- Что делают зимой ежи? (спят)
- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (нет)
- Кто родится с усами? (кошка)
- Какая птица самая большая? (страус)
- Кто поёт крыльями, а слушает ногами? (кузнечик)
10) Какое животное называют «шелкопряд»? (ночная бабочка).
4 тур. Издревле люди, наблюдая за животными, сравнивали их повадки с поведением людей и сложили об этом пословицы и поговорки. Каждой команде выдаётся карточка с заданием.
Мир диких животных в пословицах и поговорках.
Вставьте в пословицу название животного, подходящего по смыслу.
1.У ребят, что у ________________ - по два зуба.
2.У _______________ всегда одна песенка.
3.И _______________ около своей норы смирно живёт.
4.Хозяин в дому, что _______________ в бору.
5.________ и медведя из берлоги выживет.
6. Давно ______________ умылась, а гостей нет.
7. От ___________________ визгу много, а шерсти мало.
8. И___________________ помнит, кто её кормит.
(Ответы: 1. зайчата: 2. волк: 3. лиса: 4. медведь: 5. ёж: 6. кошка: 7. свинья: 8. собака)
5 тур.
– Любите ли вы читать книги о животных? Книги каких авторов вы читали?
Шуточные вопросы «Литература + Окружающий мир»
- В имени какой героини литературной сказки спряталась хитрая рыжая хищница? (Лиса-Алиса, А.Толстой «Буратино»)
- Какой кот постоянно носит очки?
(Кот Базилио, А.Толстой «Буратино» )
-Кто автор строчки: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят»?
(С.Маршак «А что у вас?»)
-Какое речное животное пропагандирует Дуремар?
(Медицинские пиявки)
- Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища от несчастного случая?
(«Кошкин дом», С.Маршак)
- Какой пёс носит на лапе часы?
(Артемон, А.Т.Толстоё «Буратино»)
Вот и подошла к завершению наша викторина.
Подведение итогов. (Пока подсчитываются баллы для учащихся можно включить видеоролик о животном). Награждение победителей.
Рефлексия:
-Что интересного узнали?
- Какие вопросы или задания показались сложными? Почему?
- Захотелось ли вам быть более наблюдательными в окружающем нас мире, чтобы открыть новые тайны природы?
Используемая литература:
Гайдина Л.И., КочергинаА.В. «Изучаем «Окружающий мир» с увлечением ». 1-4 классы. – М.: 5за знания, 2007г. (Методическая библиотека)