Классный час по теме "Если друг оказался вдруг…" 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

Развивающие:

  • учиться высказывать своё мнение;
  • анализировать свои мнения, черты характера;
  • прогнозировать последствия поступков;
  • участвовать в коллективной деятельности;
  • акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Воспитательные:

  • убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе;
  • в существовании влияния друзей друг на друга;
  • необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного;
  • убедиться в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

Задачи:

1. Поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества.

2. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы.

3. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа.

4. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.

5. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.

6. Мотивировать желание самоизменений.

Оборудование: карточки с пословицами и вопросами; листы для составления "правил дружбы”; плакат с рисунком дерева; мльтимедийная презентация; музыка о дружбе.

Ход классного часа

Учащиеся класса делятся на группы по 5–7 человек. Столы расставлены таким образом, что каждая группа сидит отдельно. Всего 3-5 групп.

1. Организационный момент (психологический настрой). (Песня о дружбе)

2. Выход на тему:

– Ребята, сейчас я вам раздам пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты.

Задания:

  • Зеб дурга в зинжи гуто.
  • Дург напозсяет в дебе.
  • Дурга щии, а дешьнай гереби.
  • Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.
  • Сатрый дург чулше выхно вдух.

Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания, на слайдах появляются пословицы:

  • Без друга в жизни туго.
  • Друг познается в беде.
  • Друга ищи, а найдешь, береги.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.

– Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

(На доске открывается тема классного часа: "Если друг оказался вдруг...”)

- А какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Давайте поиграем в игру: я начну пословицы, а вы закончите:

  • Нет друга – ищи,... (а нашел - береги).
  • Не имей сто рублей,... ...(а имей сто друзей).
  • Один за всех ... ...(и все за одного).
  • Человек без друзей,... ...(что дерево без корней).
  • Дружба – как стекло: ... .... (разобьешь – не сложишь).

3. Постановка проблемы.

– Что же такое "дружба” в вашем понимании? (Ответы детей.)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: объясните, чем различаются слова: знакомый, приятель, товарищ, друг.

(Человек, с которым мы здороваемся при встрече на улице – это знакомый. Человек, с которым ты готов обсудить просмотренный фильм, футбольный матч, прочитанную книгу – это приятель. Человек, с которым тебя объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу – это товарищ. А высшая степень товарищества - это дружба.)

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с понятием дружбы:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

- А если у вас друзья?

- Какими качествами обладают ваши друзья? (Рассказ о друге)

– Ребята, давайте обсудим такие вопросы:

Нужна ли дружба вообще?

Почему люди дружат?

Почему люди ценят дружбу?

Кого можно назвать настоящим другом?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

(Каждой группе на выбор достается один из предложенных вопросов. В группах проходит обсуждение от 3 до 5 минут, затем заслушиваются ответы групп.)

Учитель: А сейчас послушайте одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

5. Решение проблемы.

– Ребята, а в нашем классе все дети дружные?

– Что вы можете предложить, чтобы у вас был дружный класс?

6. Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным

В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с понятием дружбы.

Знаете ли вы стихи или песни о дружбе; произведения, в которых встречаются настоящие друзья. Вспомните этих персонажей.

Побил меня Гуляев Колька
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил

Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!...
Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проститься.
Матросом-ты, матросом-я!

Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек:
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!...
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
- Прости уж! Сердишься?... За дело!
Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь, чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

7. Итог.

– О чем мы сегодня должны задуматься, какой вывод для себя сделать?

8. Рефлексия.

– На столах у вас лежат листики (вырезанные из цветной бумаги). Выберите любой и напишите одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом.

(На доске плакат "Дерево дружбы”. Дети выходят и приклеивают листочки с пожеланиями к дереву.)

– Закончить классный час песней "О дружбе”.