“Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В.А.Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья (с 23% до 15%), увеличилось - детей второй группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 61% до 68%) и третьей группы здоровья - с хроническими заболеваниями (с 16% до 17%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронических заболеваний у детей.
Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997).
Наши воспитанники живут в районе Среднего Приобья, который является типичным примером природной экстремальной зоны (низкая температура воздуха, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, укороченный световой день в зимний период). Эти климатические условия предъявляют к организму повышенные требования, не только вынуждая его использовать дополнительные биологические и социальные средства защиты от неблагоприятного воздействия, но и вызывают многочисленную патологию среди различных слоёв населения, в том числе и у детей.
В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно усваивать учебный материал. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей с раннего возраста.
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И.А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей погодно-климатическими факторами, которые ведут к гиподинамии, снижению умственной и физической работоспособности, обострению заболеваний у детей, проживающих в сложных природно-климатических условиях в сравнении с их сверстниками из более благоприятных районов, заставляет отнестись к проблеме серьёзно.
Поэтому мы проанализировали данные посещения детьми группы “Зайчики” (всего 15 детей) за октябрь 2012 года, установили, что 53% детей в течение этого периода не посещали детский сад (с диагнозом ОРВИ).
Так же мы выявили несколько актуальных для нашей группы причин.
Причины.
- В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач), что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-псхическое развитие.
- Родители одевают детей не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
- По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.
Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.
Для решения выявленных проблем мы разработали долгосрочный проект “Здоровый малыш - основа качества образования”.
Участники: воспитатель – разработчик проекта “Здоровый малыш – основа качества образования” с последующей реализацией; педагог – психолог - предоставила комплекс авторских игровых развивающих упражнений; медицинская сестра – контролирует уровень здоровья и физическое развитие детей; дети второй ранней группы – оздоравливаются, развиваются; родители - повышают педагогическую компетентность в вопросах укрепления здоровья детей, их развития.
Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;
- создание здоровьесберегающей среды (оборудование для двигательной активности детей (физического и психического развития; игровые развивающие зоны).
Формировать:
- культурно-гигиенические навыки;
- интерес к физической культуре и закаливанию;
- жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;
- начальные представления о здоровом образе жизни;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы:
- игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- использование художественного слова;
- словесные указания (поручения);
- напоминание; поощрение.
Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.
В своей работе использую программу Л.Д. Глазыриной “Физическая культура” (раздел “Ненасильственное воспитание”), в основе которой лежит три принципа:
- Принцип фасцинации – это специально организованное воздействие, умение очаровать ребенка своим видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
- Принцип синкретичности (соединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических упражнений, природу их внедрения.
- Принцип творческой направленности – самостоятельное создание ребенком движений на основе его двигательного опыта.
А также программу “Здоровье” В.Г. Алямовской (разделы “Группы здоровья” и “Комфорт”). Учет этих принципов позволяет сформировать у детей целостную систему умений, навыков.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный / 15.10.12 – 31.10.12/
Задачи:
- изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей;
- определение проблемы, цели и задач проекта;
- анализ научно-методической литературы;
- разработка плана для реализации проекта;
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
2 этап - Практический (основной) /01.11.12. – 30.04.13./
Задачи:
- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
- использование здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей раннего возраста;
- работа с родителями.
3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2013/
Задачи: подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта “Здоровый малыш – основа качества образования”; подбор новых эффективных форм работы по укреплению здоровья детей. Трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.
Содержание моей работы по плану реализации проекта
Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.
1. Адаптация к условиям ДОУ.
Одной из причин высокой заболеваемости является адаптация детей к условиям детского сада. В этот период возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Цель: сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.
Задачи: создание психологического и эмоционального комфорта в группе.
Формы работы:
- игры с детьми в адаптационный период;
- работа с родителями.
В процессе всего проекта работа с детьми проводилась в режиме адаптации.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Формы работы:
- сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
- чтение детской литературы, стихотворений, потешек.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Задачи: повышение сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; снижение уровня заболеваемости детей.
Формы работы.
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Полоскание рта прохладной водой.
- Подвижные игры
- Прогулки.
- Физкультминутки.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты).
- Сон без маечек.
- Гимнастика после дневного сна.
- Контроль за нагрузками для переболевших детей – щадящий режим;
- Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима согласно требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Совместная работа с педагогом- психологом
Комплексные игровые упражнения.
Цель: улучшение физического и психического здоровья ребенка.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, понимание сущности принятой на себя роли, при сопровождении движений речью. Развитие умений регулировать свои движения (сначала по указанию педагога). Формирование навыков игровой деятельности.
Развитие психомоторики.
Игры и упражнения в сенсорной комнате.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом регионального компонента.
Задачи: создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; улучшение физического и психического здоровья ребенка; укрепление взаимосвязей: “Дети – Воспитатель – Семья”; активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи, развитие психических процессов, интеллекта; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
5. Совместная работа с медицинской сестрой.
Цель: профилактика простудных заболеваний, снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.
Формы работы: контроль за развитием и здоровьем детей; отслеживание заболеваемости; витаминизация; фитотерапия; профилактические прививки; назначение различных профилактических мероприятий и рекомендации; прохождение медосмотра детей ежегодно.
6. Работа с родителями
1 этап
Цель: изучить потребности родителей по вопросу оздоровления детей.
Формы работы.
- Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
- Родительское собрание “Давайте познакомимся”.
Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.
Консультации медицинской сестры:
- - "Как пойти в садик и не заболеть?";
- Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
Консультации педагога-психолога:
- “Меры облегчающие адаптацию”;
- “Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?”;
- - “А что же делать, если ребенок не спит днем?”
2 этап
Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Формы работы.
- Родительские собрания темы: “Основы здорового образа жизни” (декабрь); “Здоровый ребенок – счастливые родители” (март); “Мы здоровью скажем – да!” (май).
- Круглый стол “Делимся опытом оздоровления детей”.
- Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.
Проведение просветительской работы.
- Консультации:
- Посещение семьи.
- Индивидуальные беседы.
- Изготовление плаката.
- Изготовление памяток.
Ожидаемые результаты:
1. У детей:
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- повышение качества образования;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.
2. У родителей:
- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;
- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.
Выводы.
В результате реализации проекта у детей наблюдается улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, повысилась самостоятельная двигательная активность (особенно в игровой деятельности), сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.
Наблюдается снижение частоты случаев заболеваемости на 20 % (в октябре 2012 г. было 53% детей, в мае 2013 г. - 33%), повышение сопротивляемости организма инфекциям, следовательно повысилась посещаемость. У воспитанников повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности.
Выявлены эффективные формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья малышей, снижению заболеваемости и как следствие повышению качества образования.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии детей на протяжении года позволяют считать, что использованные в проекте формы работы с детьми и родителями были достаточно эффективными.
Практическая значимость проекта очевидна – наблюдается снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.
Литература
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с. ил.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. – 304 с.
3. Алямовская В.Г. “Как воспитать здорового ребенка”.- М.: Linkapress, 1993.
4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236 с.
6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104 с, ил
7. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.
9. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2000. – 270 с.
11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.
12. Кочетова Н.П. “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”, - М.: “Просвещение”, 2005. - 109 с.
13. Лайзане С.Я. “Физическая культура для малышей”, - М.: Просвещение, 1978.
14. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
15. Печора. К.Л. “Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста”. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 96 с.
16. “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304с.
17. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 1987. -144 с.