"Семейная группа" как одна из форм вариативного дошкольного образования

Разделы: Работа с родителями


Одно из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования в Российской Федерации – обеспечение равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп населения для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

“Семейная группа” - одна из новых форм организации дошкольного образования, активно пропагандируемая на государственном уровне. Необходимость ее создания возникла из насущных проблем дошкольного образования и социальной жизни современной семьи. Основная – нехватка мест в ДОУ, невозможность удовлетворить потребности работающих женщин в устройстве ребенка в детский сад.

“Семейная группа” решает важные государственные задачи: поддерживает институт семьи, оказывает помощь семьям в воспитании и развитии детей.

Принципы организации семейной группы предполагают тесное сотрудничество семей с ДОУ. Специалисты ДОУ оказывают мамам-воспитателям консультативную, методическую поддержку, в центре внимания находятся вопросы воспитания и обучения детей, повышение педагогической компетентности мам-воспитателей.

Для реализации поставленной цели по приоритетному направлению доступности и качества дошкольного образования в ДОУ создано 15 семейных групп. Для функционирования данных семейных групп, которые являются структурным подразделением МБДОУ “ДС № 7”, в дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по созданию условий для организации деятельности семейных групп.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок создания и деятельность семейной группы

  1. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 10.10.2008 г. № 1049-р “Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Кемеровской области”.
  2. Постановление администрации г. Анжеро-Судженска от 09.04.2009 г., № 342 “О внесении изменений и дополнений в постановление от 10.03.2009 г., № 192 “Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Анжеро-Судженска”.
  3. Постановление администрации г. Анжеро-Судженска от 21.08.2009 г., № 833 “Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Анжеро-Судженска”.
  4. “Положение о семейных группах, являющихся структурными подразделениями МБДОУ “ДС №7”.
  5. Устав МБДОУ, где определено право учредителя на открытие семейной группы как структурного подразделения ДОУ, а МБДОУ – организовывать деятельность семейной группы и осуществлять контроль за функционированием и расходованием денежных средств педагогов-родителей.
  6. Должностная инструкция заведующего ДОУ, в которой определены права и обязанности по обеспечению условий работы структурного подразделения.
  7. Должностная инструкция воспитателя семейной группы и младшего воспитателя семейной группы.
  8. Приказ ДОУ “О внесении дополнительных функциональных обязанностей старшего воспитателя, старшей медсестры, завхоза”.

Открытие и организация деятельности семейной группы

  1. Семейные группы открыты на основании приказов по Управлению образования.
  2. Со всеми мамами-воспитателями заключены трудовые договора, в которых определены права и обязанности сторон, особенности режима их рабочего времени и условий оплаты труда и договора о полной индивидуальной материальной ответственности (в двух экземплярах).
  3. На воспитателей семейных групп оформлены личные карточки и медицинские книжки.
  4. На основании приказов введены в штатное расписание ставки младшего воспитателя семейной группы.
  5. Дети семейных групп зачислены в семейные группы на основании медицинских карт и зарегистрированы в книге движения детей.

Семейная группа как новое структурное подразделение предполагает внесение изменений в систему внутреннего управления дошкольного учреждения. Важно правильно организовать взаимодействие между участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ и СГ.

На совещании при заведующем были определены направления взаимодействия и поддержки семейных групп:

  • финансовой отчетности,
  • медицинское сопровождение,
  • контрольно-аналитическое,
  • вовлечение детей и мам-воспитателей в орбиту педагогической деятельности ДОУ,
  • методическое сопровождение мам-воспитателей.

Финансовая отчетность предполагает отчет мамы-воспитателя семейной группы об организации питания детей в семейной группе по установленной форме, на основании кассовых чеков с указанием наименования приобретенных продуктов питания. Отчет согласуется со старшей медсестрой ДОУ на соответствие купленных продуктов, утверждается заведующим ДОУ, сдается в отдел по питанию управления образования.

Медицинское сопровождение отражает работу старшей медсестры по:

  • оказанию консультативной помощи в организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
  • патронажа детей на дому;.
  • взаимодействие с медицинскими учреждениями (проведение вакцинации, лабораторных исследований, профилактических осмотров детей – 1 раз в год осмотр узкими специалистами, 2 раза в год – антропометрические обследования).

Контрольно-аналитическая деятельность включает в себя:

  • отслеживание уровня развития детей семейных групп, которое осуществляется через проведение педагогической диагностики уровня развития детей, посещения на дому, анализа детских работ, портфолио ребенка;
  • контроль за финансовой отчетностью;
  • повышение профессионального уровня мам-воспитателей (анкетирование, выставки).

В годовой план включены вопросы о результатах деятельности мам-воспитателей семейных групп за полугодие и учебный год.

Результаты рассматриваются на совещании при заведующем, педагогических советах.

На итоговом педагогическом совете мамы-воспитатели семейных групп представляют портфолио, которые характеризуют основные достижения, интересы каждого ребенка.

Вовлечение детей и мам-воспитателей в орбиту педагогической деятельности ДОУ

  1. Дети семейных групп разного возраста, для более успешной работы и оказания консультативной помощи, закреплены за группами соответствующего возраста, из числа педагогов ДОУ за группами закреплены кураторы.
  2. В целях содействия становлению ключевых компетенций, поддержания и стимулирования проявления познавательного интереса, развития начала грамотности и математических представлений воспитанники семейных групп по графику посещают занятия в детском саду.
  3. Воспитанники семейных групп участвуют в интересных мероприятиях детского сада, праздниках, развлечениях, спортивных мероприятиях.

Методическое сопровождение мам-воспитателей семейных групп

Все содержание методической работы в семейных группах строится в соответствии с запросами воспитателей семейных групп, проблемами, выявленными в ходе педагогической диагностики уровня развития детей, посещения семейных групп.

Задачи методической службы ориентированы на:

  • обеспечение психологического комфорта, гарантирующего гуманистический характер взаимодействия с детьми;
  • взаимодействие с педагогами ДОУ по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей;
  • отслеживание результатов педагогической деятельности и регулирование качества образования;
  • повышение уровня педагогической грамотности по взаимодействию с детьми и окружающими.

В работе с семейными группами используются разные формы (консультации, семинары, практикумы, круглый стол).

Проводятся консультации по проблемным вопросам:

  • организация развивающей среды;
  • возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  • организация режима дня и образовательной деятельности с детьми;
  • работа ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка.

Для разностороннего педагогического просвещения мам-воспитателей семейных групп знакомят с основами теоретических знаний и практической работой с детьми в домашних условиях.

Мамы-воспитатели СГ принимают участие в методических мероприятиях, предусмотренных годовым планом работы дошкольного учреждения (семинар, круглый стол, педсовет).

Цель таких мероприятий – обогатить социальный опыт, обеспечить эмоционально-насыщенное, содержательное общение детей друг с другом.

Подходы и  принципы построения образовательного процесса в семейной группе отражают ценностные ориентиры семьи, общества, государства и учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Вместе с тем, каждая семейная группа свободна в выборе тем, форм, средств и методов образования и воспитания своих детей.

Одной из форм работы с семейными группами в нашем ДОУ стало создание родительского клуба “Берегиня”. Участниками клуба являются педагоги, родители, воспитатели и младшие воспитатели семейных групп. Общение педагогов, родителей базируется на принципах добровольности, открытости, личной заинтересованности каждого, взаимопонимания, доверия.

Родительский клуб – перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Это одна из форм работы с воспитателями и младшими воспитателями семейных групп, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания, обучения и творческого развития детей разного возраста.

Цель родительского клуба: пропагандирование психолого-педагогических знаний среди воспитателей семейных групп, родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

Задачи.

  1. Познакомить участников клуба с содержанием статей нормативно-законодательных актов.
  2. Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  3. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений средствами развития коммуникативных форм поведения.
  4. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей развития дошкольников.
  5. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми.
  6. Способствовать объединению воспитателей семейных групп, родителей и педагогов ДОУ.

Занятия в семейном клубе проводятся в форме консультаций, праздников, практикумов, обмена опытом, бесед за чашкой чая. Вне занятий воспитатели СГ могут получить необходимую помощь в виде индивидуальной консультации.

Работа клуба способствует объединению семейных групп, родителей и педагогов ДОУ, направлена на интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: с семьями своих воспитанников; с воспитателями и младшими воспитателями семейных групп, имеющими детей разного дошкольного возраста.

Показать значимость гармоничного развития дошкольников через общение с взрослыми – цель первой встречи в родительском клубе “Наши дети”. На этой встрече участники клуба пытались сравнить своего ребенка со всеми имеющимися образами, сравнениями и метафорами. Определяли, к какому типу относиться каждая из мам. В конце встречи каждая мама получила памятку “Десять заповедей для родителей”. Как итог встречи – выросло дерево желаний, и были подарены сердечки с отзывами благодарности.

Познакомить с опытом работы ДОУ по физическому воспитанию, с новыми оздоровительными технологиями, способствовать внедрению их в семейное воспитание детей – таковы основные цели физкультурного праздника “Расти, малыш, здоровым!”. Мам-воспитателей научили, как правильно проводить дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж рук и волшебных точек ушей, познакомили с правилами полноценного и рационального питания.

Познавательно и весело прошел Праздник чая, участников клуба познакомили с традициями чаепития и историей чайной культуры. На празднике звучали песни, загадки о чае, была проведена викторина. Все с удовольствием отведали ароматного душистого чая с домашней выпечкой.

Эффективность проведенной работы с воспитателями и младшими воспитателями семейных групп определяют следующие показатели: сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.

Таким образом, организация семейной группы, как структурного подразделения дошкольного учреждения, способствует обеспечению равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп населения.

Наряду с другими вариативными формами семейная группа обеспечивает эффективность региональной модели дошкольного образования, направленную на максимальное удовлетворение разнообразного спроса на образовательные услуги, а также снижение мест в ДОУ.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в семейной группе является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.