Ведущий: Как вы думаете, почему наша игра посвящена числу «семь»? Неслучайно! Число семь является магическим числом, потому что мы с ним встречаемся повсюду. Давайте вместе вспомним, а где конкретно?
- В литературе пословицы и поговорки. (Какие знаете? Семь бед один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.)
- В обычной жизни. (Где? Семь дней в неделе, семь чудес света, семья: мама, папа + 5 детей.)
- И конечно же в физике: 7 основных единиц измерения, 7 диапазонов волн.
Ведущий: Для начала нашей игры нам необходимы 2 команды. Я предлагаю 2 вопроса, кто отвечает на первый вопрос, тот автоматически является капитаном первой команды, а капитаном второй команды становится участник, который отвечает на второй вопрос. Итак вопросы:
- Что такое физика? (Наука о природе.)
- Что изучает физика? (Вещество, тело, явление.)
Начинаем формировать команды: капитаны по очереди называют имя того ученика, которого хотят видеть в своей команде. Команда под номером 1 занимает место за первым игровым столом, команда под номером 2 – за вторым. А присутствующие учителя и старшеклассники будут членами жюри и они займут своё место за столом жюри. Наша игра будет состоять из семи уровней, и посвятим мы ее именам и фамилиям ученых, которые внесли определенный вклад в физику и науку в целом. Поэтому тема нашей игры «Имена». Вся игра состоит из семи уровней.
Первый уровень. Перед вами на экране семь слов, которые имеют отношение к учёному, фамилию которого вам и нужно назвать. За правильный ответ вы зарабатываете один балл.
- Борода, формула, элемент, химия, таблица, ученый, масса.(Менделеев)
- Телескоп, инквизиция, маятник, Земля, «а все таки она вертится». (Галилей)
- Крайний Север, математика, молекула, химия, МГУ, учение. (Ломоносов)
- Невесомость, ракета, космос, полет, движение, планета, спутник.(Гагарин)
- Ванна, Греция, физика, корона, эврика, механизм, военная техника.(Архимед)
- Франция, сила тока, цепь, заряд, время, прибор. (Ампер)
- Целые числа, геометрия, теорема, штаны, ученик, доказательство.(Пифагор)
- Астрономия, Польша, Земля, планеты, вселенная, Солнце, звезды.(Коперник)
- Жара, холод, температура, погода, градус, деление, шкала. (Цельсий)
- Закон, яблоко, тяготение, сила, масса, гравитация, действие.(Ньютон)
Молодцы! Переходим ко 2 уровню, ваша задача из 2-х вариантов выбрать 1 правильный. За правильный ответ, 1 балл. На экране будет вопрос, а после вашего ответа вы увидите и правильный ответ и портрет учёного.
Второй уровень.
- Сорт яблок (Мичуринские или Вернадские)
- Попов – изобрел радио или телефон?
- Эдиссон – построил электростанцию или доменную печь?
- Бойль-Мариотт – это один человек или 2?
- Лавуазье – ботаник или химик?
- Вольт единица измерения напряжение или силы тока?
- Герц – основоположник электродинамики или термодинамики?
- Платон – ученик Демосфена или Сократа?
- Паскаль – единица измерения давления или влажности?
- Гюйгенс – Изобрел часы маятниковые или песочные?
Переходим у 3 уровню.
Третий уровень. На этом этапе задание будет состоять будет в том, что я называю фамилию ученого, а вам необходимо подобрать 7 существительных относящихся к этому имени. За каждое слово один балл. Максимум на этом уровне можно заработать семь баллов за каждую фамилию.
- Ампер
- Вольт
- Джоуль
- Ньютон
Четвертый уровень. Некоторые единицы измерения в физике названы в честь ученых, и ваша задача угадать какая физическая величина носит имя предложенного ученого?
- Ньютон – сила
- Джоуль – работа, энергия, количество теплоты
- Ампер – сила тока
- Вольт – напряжение
- Паскаль – давление
- Кулон – заряд.
Пятый уровень.
В честь имён ученых названы не только единицы измерения, но и физические приборы. Каждой команде предлагается электрический прибор, к которому вам нужно подобрать семь существительных характеризующих его назначение, за каждое существительное по одному баллу. В течение минуты написать их на листе.(Предлагаются прибоы: амперметр, вольтметр)
Шестой уровень.
Эти электрические приборы включаются в цепь, которую вам необходимо собрать. Главное условие чтобы она состояла из семи электрических элементов. Собираете цепь и включаете ее, кто первый тому 5 баллов, кто второй – 2 балла. На выполнение этого задания даётся 3 минуты. Каждой команде предлагается набор электрических приборов, в котором находятся: источник тока, ключ, соединительные провода, лампа, вольтметр, амперметр, реостат, две спирали, электродвигатель).
Переходим к заключительному – седьмому уровню.
Необходимо отгадать фамилию человека имеющего отношение к физике. Для этого дается семь подсказок, если угадываете с первой подсказки получаете 7баллов, со второй – 6 баллов и т.д. последняя подсказка оценивается в один балл. Начинается с самой сложной и заканчивается самой простой.
- Этот человек родился в 20-м веке.
- Получил высшее образование в России.
- Со школьных лет увлекался физикой.
- В студенческие годы занимался научной и исследовательской деятельностью.
- 30 лет своей жизни посвятил преподавательской деятельности.
- Это женщина.
- С этим человеком вы встречаетесь 2 раза в неделю в нашей школе.
Правильный ответ – Смирнова Тамара Александровна (ваш учитель физики). Все подсказки сопровождаются текстом на экране. (Приложение 1)
Наша игра завершена. Мы прошли с вами все семь уровней. Я надеюсь, что наше мероприятие было для вас познавательным и интересным, а пока жюри, подводит итоги, я хочу еще раз вернуться к ученому Эдисону, который изобрел не только электростанцию, но который является основоположником ЕГЭ в начале 20-го века. Эдисон, принимая претендентов на работу не требовал ни диплома, ни рекомендательного письма. А предлагал ответить на 160 вопросов. Не все претенденты могли справиться с этим заданием и только 32 человека из 700 заявленных дали 90 % правильных ответов. В 1929 году Эдисон объявил конкурс на звание самого умного школьника Америки, испытание заключались в прохождении тестов, поэтому Эдисона можно считать основоположником ЕГЭ.
Слово жюри для подведения итогов и награждения.