Игра "Семь бед – один ответ". 8–9-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Ведущий: Как вы думаете, почему наша игра посвящена числу «семь»? Неслучайно! Число семь является магическим числом, потому что мы с ним встречаемся повсюду. Давайте вместе вспомним, а где конкретно?

  1. В литературе пословицы и поговорки. (Какие знаете? Семь бед один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.)
  2. В обычной жизни. (Где? Семь дней в неделе, семь чудес света, семья: мама, папа + 5 детей.)
  3. И конечно же в физике: 7 основных единиц измерения, 7 диапазонов волн.

Ведущий: Для начала нашей игры нам необходимы  2 команды. Я предлагаю 2 вопроса, кто отвечает на первый вопрос, тот автоматически является капитаном первой команды, а капитаном второй команды становится участник, который отвечает на второй вопрос. Итак вопросы:

  1. Что такое физика? (Наука о природе.)
  2. Что изучает физика? (Вещество, тело, явление.)

Начинаем формировать команды: капитаны по очереди называют имя того ученика, которого хотят видеть в своей команде. Команда под номером 1 занимает место за первым игровым столом, команда под номером 2 – за вторым. А присутствующие  учителя и старшеклассники будут членами жюри и они займут своё место за столом жюри. Наша игра будет состоять из семи уровней, и посвятим мы ее именам и фамилиям ученых, которые внесли определенный вклад в физику и науку в целом. Поэтому тема нашей игры «Имена». Вся игра состоит из семи уровней.

Первый уровень. Перед вами на экране семь слов, которые имеют отношение к учёному, фамилию которого вам и нужно назвать. За правильный ответ вы зарабатываете один балл.

  1. Борода, формула, элемент, химия, таблица, ученый, масса.(Менделеев)
  2. Телескоп, инквизиция, маятник, Земля, «а все таки она вертится». (Галилей)
  3. Крайний  Север, математика, молекула, химия, МГУ, учение. (Ломоносов)
  4. Невесомость, ракета, космос, полет, движение, планета, спутник.(Гагарин)
  5. Ванна, Греция, физика, корона, эврика, механизм, военная техника.(Архимед)
  6. Франция, сила тока, цепь, заряд, время, прибор. (Ампер)
  7. Целые числа, геометрия, теорема, штаны, ученик, доказательство.(Пифагор)
  8. Астрономия, Польша, Земля, планеты, вселенная, Солнце, звезды.(Коперник)
  9. Жара, холод, температура, погода, градус, деление, шкала. (Цельсий)
  10. Закон, яблоко, тяготение, сила, масса, гравитация, действие.(Ньютон)

Молодцы! Переходим ко 2 уровню, ваша задача из 2-х вариантов выбрать 1 правильный. За  правильный ответ, 1 балл. На экране будет вопрос, а после вашего ответа вы увидите и правильный ответ и портрет учёного.

Второй уровень.

  1. Сорт яблок (Мичуринские или Вернадские)
  2. Попов – изобрел радио или телефон?
  3. Эдиссон – построил электростанцию или доменную печь?
  4. Бойль-Мариотт – это один человек или 2?
  5. Лавуазье – ботаник или химик?
  6. Вольт единица измерения напряжение или силы тока?
  7. Герц – основоположник электродинамики или термодинамики?
  8. Платон – ученик Демосфена или Сократа?
  9. Паскаль – единица измерения давления или влажности?
  10. Гюйгенс – Изобрел часы маятниковые или песочные?

Переходим у 3 уровню.

Третий уровень. На этом этапе задание будет состоять будет в том, что я называю фамилию ученого, а вам необходимо подобрать 7 существительных относящихся к этому имени. За каждое слово один балл. Максимум на этом уровне можно заработать семь баллов за каждую фамилию.

  1. Ампер
  2. Вольт
  3. Джоуль
  4. Ньютон

Четвертый уровень. Некоторые единицы измерения в физике названы в честь ученых, и  ваша задача угадать какая физическая величина носит имя предложенного ученого?

  1. Ньютон – сила
  2. Джоуль – работа, энергия, количество теплоты
  3. Ампер – сила тока
  4. Вольт – напряжение
  5. Паскаль – давление
  6. Кулон – заряд.

Пятый уровень.

В честь имён ученых названы не только единицы измерения, но и физические приборы. Каждой команде предлагается электрический прибор, к которому вам нужно подобрать семь существительных характеризующих его назначение, за каждое существительное по одному баллу. В течение минуты написать их на листе.(Предлагаются прибоы: амперметр, вольтметр)

Шестой уровень.

Эти электрические приборы включаются в цепь, которую вам необходимо собрать. Главное условие чтобы она состояла из семи электрических элементов. Собираете цепь и включаете ее, кто первый тому 5 баллов, кто второй – 2 балла. На выполнение этого задания даётся 3 минуты. Каждой команде предлагается набор электрических приборов, в котором находятся: источник тока, ключ, соединительные провода, лампа, вольтметр, амперметр, реостат, две спирали, электродвигатель).

Переходим к заключительному – седьмому уровню.

Необходимо отгадать фамилию человека имеющего отношение к  физике. Для этого дается семь подсказок, если угадываете с первой подсказки получаете 7баллов, со второй – 6 баллов и т.д. последняя подсказка оценивается в один балл. Начинается с самой  сложной и заканчивается самой простой.

  1. Этот человек родился в 20-м веке.
  2. Получил высшее образование в России.
  3.  Со школьных лет увлекался физикой.
  4. В студенческие годы занимался научной и исследовательской деятельностью.
  5. 30 лет своей жизни посвятил преподавательской деятельности.
  6. Это женщина.
  7. С этим человеком вы встречаетесь 2 раза в неделю в нашей школе.

Правильный ответ – Смирнова Тамара Александровна (ваш учитель физики). Все подсказки сопровождаются текстом на экране. (Приложение 1)

Наша игра завершена. Мы прошли с вами все семь уровней. Я надеюсь, что наше мероприятие было для вас познавательным и интересным, а пока жюри, подводит итоги, я хочу еще раз вернуться к ученому Эдисону, который изобрел не только электростанцию, но который является основоположником ЕГЭ в начале 20-го века. Эдисон, принимая претендентов на работу не требовал ни диплома, ни рекомендательного письма. А предлагал ответить на 160 вопросов. Не все претенденты могли справиться с этим заданием и только 32 человека из 700 заявленных дали 90 % правильных ответов. В 1929 году Эдисон объявил конкурс на звание самого умного школьника Америки, испытание заключались в прохождении тестов, поэтому Эдисона можно считать основоположником ЕГЭ.

Слово жюри для подведения итогов и награждения.