Программа опытного обучения речевому этикету младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


В последнее время в свете происходящих изменений в области образования особенно остро встаёт проблема формирования умений этически ответственного речевого поведения как составляющей коммуникативной культуры личности.

Важным компонентом коммуникативной культуры является речевой этикет как система специфичных правил речевого поведения.

Речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности (Н. И. Формановская).

Программа опытного обучения младших школьников речевому этикету разработана  на основе построения курса «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100»)Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской. При проведении занятий используются методические разработки И. Н. Курочкиной и Т. И. Зиновьевой.

Цель опытного обучения: совершенствовать лингвистические знания учащихся, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи опытного обучения: 1) познакомить младших школьников с основными законами и правилами общения между сверстниками и с взрослыми людьми;2) научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях;3) сформировать коммуникативные умения, опыт их использования.

Механизм реализации. Программа ориентирована на обучение детей младшего школьного возраста 9 – 10 лет. Срок реализации 5 учебных дней. Продолжительность каждого занятия соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации занятий с младшего школьного возраста. При организации занятий требуется помещение, позволяющее проводить игровые занятия (нужно место для проведения разыгрывания ситуаций).

Программа опытного обучения

Тема занятия

Понятия

Формируемые представления и умения

1.

Что такое речевой этикет

Этикет, вежливость, уважение к людям

  • Сформировать представление об этикете, вежливости и об уважительном отношении;
  • сформировать представление о «вежливых словах»;
  • сформировать умение оценивать свою вежливость;
  • сформировать умение определять степень своей вежливости.

2.

Как мы обращаемся друг к другу

Обращение, уважение, вежливость, слова обращения

  • Сформировать представления о правильном обращении к людям;
  • сформировать представления о «словах обращениях и привлечения внимания»;
  • сформировать умение выбирать нужную речевую формулу для обращения друг к другу;

3.

Слова приветствия

Приветствия, этикет приветствий, приветственные слова, вежливость, доброжелательность, здороваться

  • Сформировать представление о вежливом приветствии;
  • сформировать представление о «словах приветствия»;
  • сформировать умение вежливого приветствия;
  • сформировать умение выбирать нужную речевую формулу для выражения приветствия

4.

Слова прощания

Этикет прощания, слова прощания доброжелательность,

  • Сформировать представление о вежливом прощании;
  • сформировать представление о «словах прощания»
  • сформировать умение выбирать нужную речевую формулу для выражения прощания

5.

Как нам познакомиться друг с другом

Знакомство, знакомиться, представиться, доброжелательность, дружелюбие

  • Сформировать представление о вежливом знакомстве;
  • Сформировать умение выбирать нужную речевую формулу для знакомства

Ожидаемые результаты: введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного приветствия, обращения, прощания, знакомства с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

В соответствии с данной программой нами была разработана система занятий для опытного обучения младших школьников речевому этикету.

Содержание уроков см. в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Зиновьева Т.И. и др. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Т.И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
  2. Курочкина И. Н. Мир общения: уроки этикета для младших школьников. Программа и методические разработки занятий. Учебное пособие. – М.: Жизнь и мысль, 2000. – 192 с.
  3. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 ч. Изд. 3-е, перераб. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,  2012. – 64 с.
  4. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 2 класса. В 2 ч. Изд. 2-е, перераб.  – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,  2012. – 96 с.
  5. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Изд. 2-е, перераб.  – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,  2011. –  128 с.
  6. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. Изд. 2-е, перераб. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,  2011. – 192 с.