Тема урока: все цифры.
Цели урока:
- закрепить знания, приобретённые детьми при изучении нумерации чисел от 0 до 9, навыков счёта в пределах девяти, закрепить знание учащимися состава изученных чисел; проверить умение различать геометрические фигуры; совершенствовать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, умению наблюдать и анализировать; развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету; сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса;
- прививать любовь к предмету посредством разнообразия заданий и методов работы.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с цифрами, рисунки, компьютер, медиапроектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать.
Ребята, на уроке математики нужно быть внимательными.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
II. Целеполагание.
– Ребята, давайте посмотрим отрывок из мультфильма, герои которого вам хорошо знакомы.
(мультфильм «Козлёнок, который умел считать до 10»)
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о цифрах)
– Вы уже знаете все цифры. Сегодня мы с вами поговорим об этих цифрах и расставим их по порядку.
Загадка:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? (Новый год)
– Приближается самый любимый, волшебный праздник – Новый Год. Как мы готовимся к Новому Году? (наряжаем ёлку, украшаем дом, накрываем стол, дарим подарки)
– А что за гостья приходит в каждый дом? Отгадайте загадку:
Какая красавица
Раз в году наряжается? (Ёлка)
– Кто же не любит наряжать ёлку! Давайте и мы с вами нарядим нашу ёлку.
На уроке математики мы нарядим нашу елку с помощью цифр.
III. Устный счет
Но прежде, чем нарядить елку, давайте
- вспомним все цифры по порядку: от 1 до 9, а теперь в обратном порядке;
- назовите цифры, начиная с самого маленького через одно;
- назовите цифры через одну в обратном порядке, начиная с самого большого.
IV. Мыслительная минутка
Что написано на доске? (ЁЛКА) Слайд.
Сколько в этом слове букв? (четыре)
Сейчас я задам вам 4 вопроса!
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько рогов у трёх коров?
- Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким.
(вопрос про 0)
Какая цифра обозначает «нисколько»? (нуль, прикрепляется на гирлянду из флажков.)
– Ребята, у кого из вас есть на столе цифра 0!
Повесим её на нашу елочку.
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица)
(один, прикрепляется на гирлянду из флажков)
Найдите на своих столах цифру один. Украсим ею нашу елку.
В пару нашей единице
Только равная годится.
Например, сапожки лаковые,
По размеру одинаковые.
Хоть и не с одной ноги,
Эта пара – сапоги!
А еще считают парой чашку с блюдцем,
Маму с папой. А какие пары знаете вы? А пара это сколько? (два) (два, прикрепляется на гирлянду из флажков)
У кого есть цифра два? Украшаем нашу елку.
Задание с цифрой 3 (сказки в которых встречается цифра 3)
(три, прикрепляется на гирлянду из флажков)
Находим цифру 3 и помещаем на нашу елку.
Елочка становится все краше и краше. Что ещё кроме елочных игрушек вешают на елку? (гирлянду)
Возьмите конверт номер 1. В нем находятся геометрические фигуры. Сколько их? (четыре) (цифра 4, прикрепляется на гирлянду из флажков)
Назовите эти фигуры. (Треугольник, квадрат, круг и прямоугольник). Каждой геометрической фигуре соответствует своя цифра. Ваша задача расположить их на ленточке по порядку. А теперь попробуйте соединить свою гирлянду с гирляндой соседа по парте. Получившуюся гирлянду с гирляндой ребят сидящими за вами. (учитель соединяет получившиеся гирлянды по рядам).
Украсим ёлочку гирляндой, которую мы сделали и повесим цифру 4.
Возьмите конверт № 2 в них вы найдете снежинки, посчитайте, сколько их? (6)
Давайте повторим состав числа 5. Возьмите 5 снежинок в 2 руки. Из каких двух чисел можно составить число 5. Повторим состав числа 6.
Какие две цифры мы с вами повторили? (5, 6) (цифра 5, 6, прикрепляется на гирлянду из флажков)
Физминутка
Сколько зайчиков у нас столько и подпрыгнем раз.
Сколько ёлочек зелёных столько сделаем наклонов.
Сколько точек в этом круге глянем, столько на носочки встанем раз.
Найдите эти цифры и украсьте ими нашу елочку.
Посмотрите на доску, какие цифры вы видите? (8, 9, 6 и 7) Слайд.
Обратите внимание на элементы написания цифр. Какая цифра в этом ряду лишняя? (7)
Как вы догадались? (у цифр 8, 9, 6 есть одинаковый элемент – овал)
(цифра 7, прикрепляется на гирлянду из флажков)
У кого цифра 7 на парте повесьте на елку.
Ребята, посмотрите на доску. Соединив точки по порядку, мы узнаем, кто изображен на листах. К доске пойдет работать каждый 5 человек. А посчитает нас тот, кто ответит на мой вопрос: на берёзе висело 6 шишек, 3 шишки упало. Сколько шишек осталось? (нисколько)
(4 человека с помощью маркеров соединяют точки)
Ребята, давайте устроим лесным жителям праздник и подарим им подарки. Слайд.
Как вы думаете, что любят белки? (грибы и шишки) (5 + 3)
Ребята, а у кого из вас есть грибы и шишки? (4 + 4)
А что любит ёжик? (яблоки красные и зеленые) (1 + 7)
Давайте соберем подарок лисичке! (рыбки) (2 + 6)
А медведь у нас сладкоежка! Значит, ему мы отправим конфеты (3 + 5)
Сколько каждому жителю досталось подарков? (8)
(цифра 8, прикрепляется на гирлянду из флажков)
У кого цифра 8 на парте повесьте на елку.
Работа с учебником. Слайд.
Стр. 72 №2
По очереди выполняют задание у доски.
Сколько всего полосок?
(цифра 9, прикрепляется на гирлянду из флажков)
У кого цифра 9 на парте, повесьте на ёлку.
Обратите внимание на ряд чисел, который у нас получился на нашей гирлянде! Мы составили порядок следования цифр. Он называется последовательностью цифр. Какое число следует за цифрой 9? (10). (Прикрепляет на звезду). Какая красивая цифровая у нас получилась ёлочка. Украсим нашу елочку гирляндой из цифр, которые мы составили (вешаю на елку). Обратите внимание на число 10. Из каких цифр состоит число 10? (из 0 и 1) Составьте его. Поменяйте местами цифры. Что получилось? (01). Что напоминает вам этот номер? (это номер пожарной части). Во всех домах скоро будут зажигать елки. Нужно быть внимательным и обязательно соблюдать технику безопасности. У вас на партах тоже есть елочки с гирляндами. Давайте повторим еще раз последовательность цифр и запишем в гирлянде, если правильно, то произойдет волшебство. Слайд. Глазки закрыли, и включаю гирлянду. На память о сегодняшнем дне подарите свои елочки гостям. (Подарили).
Ребята, большое спасибо за работу на уроке. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом! И хочу подарить вам подарочек. Слайд.