Многообразие путей познания мира

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного  материала.
  • Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, миф.

Оборудование:

  1. Лист самооценки (Приложение 1).
  2. Листы формата А3.
  3. Маркеры.
  4. Проектор, экран, компьютер, презентация (Приложение 2).
  5. Иллюстративный материал для  оформления доски.
  6. Чёрный ящик с материалами.

Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп, знакомится с содержанием параграфа 23 учебника  «Обществознание -10»   авторы  Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова (профильный уровень).

Учащиеся распределяются по группам:

  1. Знатоки  мифологии;
  2. Специалисты  по народному фольклору;
  3. Группа специалистов по паранормальным явлениям. 
  4. Искусствоведы.
  5. Практики   «И опыт, сын ошибок трудных».

План урока

Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау

I. Организационный момент.

II. Актуализация  знаний.

III. Изучение нового материала. Работа в группах по направлениям.

  1. Мифология.
  2. Жизненный опыт.
  3. Народная мудрость и здравый смысл.
  4. Познание средствами искусства.
  5. Паранаука.
  6. Защита проектов.

IV. Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация  знаний

На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности.

Что такое познание? Человек занимается познанием, чтобы прийти к  истине. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной.

Что  такое истина?

Какие аспекты истины вы знаете?

Какие способы познания истины вы можете назвать?

Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры.

Какую роль, по-вашему, играет наука в жизни общества? (дает определение многим явлениям в природе; двигает человечество вперед по пути прогресса; предсказывает явления, события; определяет мировоззрение людей.)

Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить?

Как же относиться к науке?

Давайте проведем небольшой опрос «Верите ли Вы». Ваша задача отвечать  в  листочках–  опросниках «да» или «нет». (слайд1)

Верите ли вы?

  1. Что есть жизнь после смерти?
  2. Что существуют привидения?
  3. Что человек имеет инопланетное происхождение?
  4. Что существуют аномальные зоны на Земле?
  5. Что люди обладают экстрасенсорными способностями?
  6. Что существуют НЛО?
  7. Что человек может передавать мысли на расстояние?
  8. Что существовала Атлантида?
  9. Что существует домовой?
  10. Что существует реинкарнация душ?
  11. Что сны сбываются?

По поводу различного отношения к науке людей делят на два типа:

  1. Ориентированные на науку, им свойственна активность, терпимость к точке зрения других, поиск объективных оценок, открытость новым идеям.
  2. Ориентированные на ненаучную картину мира, им свойственно интересоваться тайнами и чудесами, поиск практической пользы, отсутствие поиска доказательств, приоритет чувств, опора на мнение.

Если в ваших ответах больше 5 раз встречается – «да», значит, вы относитесь ко второй группе. В настоящее время в мире прослеживается следующая тенденция: по статистике увеличивается число людей, которые относятся ко второму типу.

Чем это объяснить?

Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности).

Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов.

Предположите тему нашего урока?  (ответы ребят)

Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира. (Слайд 2)

Тема сегодняшнего урока «Многообразие путей познания мира. Ненаучное познание».

III. Изучение нового материала,  исследование, создание проектов и их представление.

В течение урока мы должны заполнить  лист самооценки (Приложении 1), в конце урока прокомментировать свою оценку работы на уроке.

Давайте немного пофилософствуем. На что похожа данная схема? (рисунок на доске) Варианты ответов учащихся.

рис.1

Как вы думаете, почему   колесо? (двигается, это символизирует, что познание – процесс развивающийся, этот предмет символизирует часть чего-то целого, более большего, это только одно колесо, которое двигает человеческое познание.

Американский  писатель   Ирвинг писал – «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин».

Мы с вами тоже занимаемся познанием, так как же нам лучше, плескаться или нырнуть поглубже?

Чтобы нырнуть туда, куда надо, необходимо правильно определить цели нашего подводного путешествия. Учащиеся  самостоятельно формулируют цели работы: определить, что  такое ненаучное познание; определить способы ненаучного познания; выявить, чем отличается ненаучное познание от научного.

У нас урок-исследование, а значит необходимо сформулировать гипотезу.

(Например: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

Слайд 3. Гипотеза  пишется  в презентации нажимая на значок – карандаш)

Чтобы  доказать или опровергнуть гипотезу надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой   проект, используя листы  и маркеры,  по предложенной теме и через 5 минут его представит.

Группа №1. Знатоки мифологии

Используя раздел “Мудрость мифа” параграф 23,   выполните задание:

  1. Определите виды мифов.
  2. Черты мифологии.
  3. В чем отличие мифологии от науки?

 Группа №2. Практики

Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое жизненный опыт?
  2. На чем основан жизненный опыт?
  3. Чем отличается жизненный опыт от науки?
  4. Почему жизненному опыту соответствует свой язык?

Приведите примеры жизненного опыта.

Группа №3. Специалисты по народному фольклору

Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое народная мудрость?
  2. Выделите её отличительные черты?
  3. Что такое здравый смысл?
  4. Чем он характеризуется?

Группа №4. Искусствоведы

Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 23,  ответьте на вопросы:

  1. В чем особенности познания средствами искусства?
  2. Что такое художественный образ?
  3. Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?

Группа №5. Специалисты по паранормальным явлениям

Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое паранаука?
  2. Почему она возникла и существует?
  3. Каковы её черты?

Выступление представителей от групп.

Спасибо за работу.

Ребята, а вы смотрите телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»?

Что является  характерным атрибутом этой игры? (чёрный ящик)

У нас на уроке есть чёрный ящик. Представитель каждой группы достанет из ящика любой предмет и выполнит  вся группа предложенное задание.

«Черный ящик» на уроке (книга «Кулинария», журнал «Знания – Сила» (любой источник информации об НЛО), книга «Мифа Древней Греции», картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», книга «Золотые россыпи» (пословицы и поговорки)

Карточки с вопросами:

  • Что вы узнали нового из предложенной информации?
  • Как вы можете определить название этого вида или способа ненаучного познания?
  • Какими особенностями обладает данный вид познания (для чего служит, как приобретается, объективен или субъективен)?

Возвращаемся в  нашему колесу – познанию (Слайд 4).

  1. С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
  2. Какой их них вам показался более убедительным?
  3. Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Будет ли повозка передвигаться на одном колесе? А на двух? А на трёх? Необходимо четыре колеса,  колеса познания. Всего их четыре вида познания: научное, ненаучное, социальное и самопознание. Именно они ведут человека к истинным знаниям.

IV. Рефлексия.

Продолжи фразы (Слайд 5)

  • ненаучное познание представляет собой…
  • видами ненаучного познания являются…
  • ненаучное познание отличается от научного…

Завершение работы с листами самооценки, их представление.

Домашнее задание: одно на выбор и одно обязательно для всех  сложный план  на тему «Ненаучное познание» (Слайд 6).

Задания на выбор:

  1. Написать эссе «Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау.
  2. Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
  3. Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор) как форме познания и формирования способа мышления.

Спасибо за работу (Слайд 7).