Эстетическое воспитание средствами искусства (художественного творчества) способствует нравственному воспитанию, делает человека душевно чутким к другим людям; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты. И сегодня образование это не только приобретение системы знаний, умений, навыков, но и упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей.
Девиз: Растем, развиваемся через познание, творчество и игру.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание , сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов.
Реализация задач развития художественного творчества детей осуществляется при следующих условиях:
- Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
- Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, собственного художественного творчества, образного, ассоциативного мышления и воображения.
- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
- Организация совместных выставок с родителями, выставок работ воспитанников, индивидуальных и коллективных работ.
- Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
При разработке учитывались следующие принципы общей дидактики: направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей.
- принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
- освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
- принцип интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, художественно-речевой).
Основой интеграции являются: образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства и соответствующей художественной деятельности.
Цель: Развитие мелкой моторики руки посредством продуктивной деятельности.
Задачи:
- Пробуждение у детей любознательности, интереса к творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
- Развитие у детей творческих и художественных способностей, формирование творческой личности;
- Интеграция художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
- Создание эмоционального настроя, способствующего самореализации детей;
- Обучение детей нестандартным техникам работы с материалами.
- Развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты
В области социального развития ребенка:
- Совестливость – старательность, ответственность, бережливость, работоспособность; вежливость, общительность, сопереживание
- Умение оценивать поступки и события
- Активность в общении: в течении всего занятия участвовать во всех заданиях, данных педагогом; изъявлять желание отвечать самому и помогать товарищу; охотно вступать в диалог с преподавателем и детьми; легко брать на себя любую роль в играх – диалогах;
- Проявление чувства свободы и раскованности на занятиях;
- Сформированность умений легко входить в контакт с детьми и педагогами;
В области интеллектуального развития ребенка:
- Умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели, какой-либо деятельности;
- Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа на следующий;
- Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
- Творческие способности использовать различные способы создания образов – изобразительным творчеством, пластикой, лепкой из пластилина.
- Владение приемами слушать и понимать речь окружающих.
Способы проверки результатов определяются:
- практическими заданиями;
- творческими работами;
- выставками творческих работ;
- массовыми мероприятиями.
Программно-методическое обеспечение:
- Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.– 80с.
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография» – 2.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.– 96с.,
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» – М.: 2006 – 77с.
План работы кружка (Приложение 1)
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой (Приложение 2)