Детская одаренность как объект социальной работы

Разделы: Социальная педагогика


“В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить...”
Шалва Амонашвили.

Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество точек зрения на определение понятия “одаренность”. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста по социальной работе это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. Так как его оценка в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Основные ценностно-целевые ориентации в работе с одаренными детьми, следующие:

  • следует проанализировать свое отношение к ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
  • конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.
  • помогать родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, осуществлять постоянный контакт между преподавателями и родителям.
  • нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь.

Бытует мнение, что учителя должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому наша задача не пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в работе является “Не навреди”. Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий. (М/медийное сопровождение “Это важно знать”.) Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. (Гильбух Ю.З., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д. А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Основные направления социальной работы с одаренными детьми.

Социальная работа с одаренными детьми осуществляется по нескольким направлениям: (М/медийное сопровождение.)

1. Координационное направление.

  • Обеспечение нормативно-правовой базы. Деятельность, отслеживающая исполнение Закона “О защите прав ребенка” и других нормативных актов. Предоставление информации по правовой базе работы с одаренными детьми.
  • Координация деятельности по реализации городской целевой программы “Одаренные дети”

2. Информационное направление.

  • Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с содержательными характеристиками. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.
  • Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.
  • Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

3. Диагностическое направление.

  • Помощь в создании научно-исследовательских классов по различным учебным дисциплинам, интеллектуальных клубов для начального, среднего и старшего школьного возраста и других форм внешкольной организации образовательной деятельности, проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций. Помощь в организации профильных лагерей, (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.
  • Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами, как:
    1) Изучение оригинальности задач на воображение. Выявление степень оригинальности, установление типа задач.
    2) Подключение творческого потенциала ребенка.

4. Кадровое направление.

Определение критериев работы. Оказание методической помощи педагогам.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Успешный педагог для одаренных детей – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Он должен разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставлять учащимся обратную связь; использовать различные стратегии обучения; уважать личность ребенка; способствовать формированию положительной самооценки ученика; уважать его ценности; поощрять творчество и ряботу воображения; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ученика.

Также необходимо проводить информирование педагогов, работающих с одаренными детьми, разрабатывать концептуально новые учебные программы для обучения таких детей, менять содержание материалов. Это возможно с помощью стратегии обогащения, которая заключается в быстром продвижении к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширении изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам.

5. Развивающее направление.

Помощь в создании обучающей среды. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми:

  • помощь в организации предпрофильных, профильных классов классов (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей);
  • вовлечение учреждений дополнительного образования в систематическую работу с одаренными детьми.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы [Текст]: основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: изд-во РГУ, 1997. – 244 с.
  2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
  3. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта [Текст]: психология мышления / Д. Гилфорд; под ред. Матюшкина А.Н. – М.: Прогресс, 1965. – 513 с.
  4. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности [Текст] / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2003. – №8. – С. 13-18.
  5. Де Боно, Э. Рождение новой идеи [Текст] / Э. Де Боно. – М: Прогресс, 1976. – 141 с.
  6. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Вопросы психологии, 1993 г. – 160 с.
  7. О федеральной целевой программе “Дети России” на 2007–2010 годы [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 // Рос. Газ. – 2007. – 23 марта. – С.
  8. Савенков, А.И. Одаренные дети в обычной школе [Текст] / А.И. Савенков // Народное образование. – 1999. – №9. – С. 183-185
  9. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под. ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  10. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.Д. Павленок. М.: Дашков и К?, 2006. – 246 с.
  11. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  12. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников [Текст]: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Просвещение, 2000. – 246 с.