Урок обучения грамоте по теме "В.В. Бианки "Первая охота". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
  • совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
  • расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
  • развивать интерес к животному миру;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, память, речь.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация (Приложение 1).
  • выставка книг В.В.Бианки.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы работы:

  • словесный
  • наглядный

Формы работы:

  • фронтальный
  • в группах

Принципы обучения:

  • принцип доступности
  • принцип наглядности

Педагогические технологии:

  • элементы мультимедийных технологий
  • элементы здоровьесберегающих технологий
  • элементы игровых технологий

Интегрирование: окружающий мир.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Включение в учебную деятельность.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка целей и определение темы урока.
  5. Работа по теме урока.
  6. Проверка первичного восприятия  и словарная работа.
  7. Физкультминутка.
  8. Вторичное восприятие  и анализ текста.
  9. Подведение итогов и рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, послушайте, какая тишина!
 Это в школе начались уроки.
 Мы не будем тратить время зря,
 И приступим все к работе.

2. Включение в учебную деятельность.

Ребята, давайте с вами вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились с вами на прошлом уроке?

3. Актуализация знаний.

Назовите автора и произведение.

1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(К.И.Чуковский) (слайд 1) (Приложение 1)

2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд».
(К.И.Чуковский) (слайд 2)

3. «Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня».    
(К.И.Чуковский) (слайд 3)

МОЛОДЦЫ!

4. Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением ещё одного замечательного писателя, Виталия Валентиновича Бианки. Будем продолжать учиться плавному слоговому чтению, будем стремиться к чтению целыми словами.

5. Работа над новым материалом.

1) Вступительное слово учителя.

Посмотрите, на выставке книги, автором которых является В.В.Бианки. (слайд 4)

В.В.Бианки (слайд 5) писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?

Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять  слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего  я пишу про лес?»

В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы  и накопил огромный запас наблюдений.

Как вы думаете,  как можно одним  словом определить тему, которой посвящено творчество В.В.Бианки? Ответы (природа)

Так вот, ребята, свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Почему? Спросите вы.

Герои Бианки живут своей обычной  природной жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает  нам лучше понять жизнь природы.

Сегодня мы познакомимся  с замечательным рассказом «Первая охота».

(Чтение текста учителем, сопровождаемое презентацией (слайды 6-22)).

6. Проверка первичного восприятия  и словарная работа.

Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? (Ответы детей.)

Назовите главного героя произведения. (Щенок)

Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)

А теперь отгадайте загадку:

«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом  виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)

Кто из вас видел ящериц?

Что вы о них знаете? (Ответы детей.)

Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.

А сейчас немножко отдохнём.

7. Физкультминутка.

8. Вторичное восприятие и анализ текста.

1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух  по цепочке по небольшому отрывку)

2) Анализ рассказа.

Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает  её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)

Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)

А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)

Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

А какое действие было неправильным? (то, что  он ухватился за хвост)

С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)

Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)

Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)

3) Работа в группах.

Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)

(Приложение 2)

1 группа: слова, которые указывают  на действия ящерки.  (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)

2 группа: слова, которые указывают на действия щенка.  (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)

МОЛОДЦЫ!

9. Итоги урока и рефлексия.

Понравился ли вам рассказ?

А как бы вы сами его назвали?

Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)

Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать  многих ошибок  и неправильных решений.

Кто из героев вам понравился? Почему?

Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)

Что нового узнали?

Что вас удивило?

Как нужно относиться к окружающей природе?

10. Домашнее задание.

Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок  к произведению.

Спасибо за работу. Урок окончен.