Цели и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
- совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
- расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
- развивать интерес к животному миру;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
- мультимедийная презентация (Приложение 1).
- выставка книг В.В.Бианки.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы работы:
- словесный
- наглядный
Формы работы:
- фронтальный
- в группах
Принципы обучения:
- принцип доступности
- принцип наглядности
Педагогические технологии:
- элементы мультимедийных технологий
- элементы здоровьесберегающих технологий
- элементы игровых технологий
Интегрирование: окружающий мир.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Включение в учебную деятельность.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и определение темы урока.
- Работа по теме урока.
- Проверка первичного восприятия и словарная работа.
- Физкультминутка.
- Вторичное восприятие и анализ текста.
- Подведение итогов и рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Включение в учебную деятельность.
Ребята, давайте с вами вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились с вами на прошлом уроке?
3. Актуализация знаний.
Назовите автора и произведение.
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(К.И.Чуковский) (слайд 1) (Приложение 1)
2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд».
(К.И.Чуковский) (слайд 2)
3. «Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня».
(К.И.Чуковский) (слайд 3)
МОЛОДЦЫ!
4. Постановка целей и определение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением ещё одного замечательного писателя, Виталия Валентиновича Бианки. Будем продолжать учиться плавному слоговому чтению, будем стремиться к чтению целыми словами.
5. Работа над новым материалом.
1) Вступительное слово учителя.
Посмотрите, на выставке книги, автором которых является В.В.Бианки. (слайд 4)
В.В.Бианки (слайд 5) писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?
Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего я пишу про лес?»
В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы и накопил огромный запас наблюдений.
Как вы думаете, как можно одним словом определить тему, которой посвящено творчество В.В.Бианки? Ответы (природа)
Так вот, ребята, свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Почему? Спросите вы.
Герои Бианки живут своей обычной природной жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает нам лучше понять жизнь природы.
Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом «Первая охота».
(Чтение текста учителем, сопровождаемое презентацией (слайды 6-22)).
6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.
Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? (Ответы детей.)
Назовите главного героя произведения. (Щенок)
Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)
А теперь отгадайте загадку:
«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)
Кто из вас видел ящериц?
Что вы о них знаете? (Ответы детей.)
Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.
А сейчас немножко отдохнём.
7. Физкультминутка.
8. Вторичное восприятие и анализ текста.
1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух по цепочке по небольшому отрывку)
2) Анализ рассказа.
Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)
Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)
А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)
Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
А какое действие было неправильным? (то, что он ухватился за хвост)
С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)
Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)
Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)
3) Работа в группах.
Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)
1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)
2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)
МОЛОДЦЫ!
9. Итоги урока и рефлексия.
Понравился ли вам рассказ?
А как бы вы сами его назвали?
Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)
Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок и неправильных решений.
Кто из героев вам понравился? Почему?
Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)
Что нового узнали?
Что вас удивило?
Как нужно относиться к окружающей природе?
10. Домашнее задание.
Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок к произведению.
Спасибо за работу. Урок окончен.