Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках,– дидактическая игра. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?» «Не зевать!» «Отвечать сразу». «Кто первый?» и т.д.
Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Проанализируем содержание занимательного материала в учебнике Петерсона Л.Г., который я очень люблю.
Особенности изучения новой технологии является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей и познавательных мотивов. Поэтому многим упражнениям в этом учебнике придаётся игровая форма: кодирование и расшифровка, отгадывание загадок, блиц турниры , викторины, игры, ребусы, старинные задачи, занимательные квадраты– всё это делает уроки математики не только занимательными и интересными, но и способствует развитию у учащихся мыслительных операций. Также в этих учебниках-тетрадях есть задания, которые развивают у детей мелкую моторику рук, например, упражнение «Дорисуй и раскрась узор».
Есть задания, которые требуют умения анализировать, классифицировать, объединять предметы, а также внимание и наблюдательность. Например, упражнение « Разбей фигуры на части». Ребёнок должен догадаться, что предложенные фигуры можно разбить на части по: цвету, форме и размеру.
Игра «Найди лишнее число» заставляет ребёнка задуматься над числами, записанными в ряду: 35,44,56,80,71,125,2 и назвать ни один, а несколько правильных вариантов ответа.
Многие задания представлены в игровой форме, они активизируют учащихся и способствуют формированию интереса к математике, при этом они закрепляют вычислительные навыки детей. Например: «Загадка».
Следует отметить не только развивающие, но и воспитательные и познавательные возможности уроков математики. Выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира, расшифровать название самой красивой птицы наших лесов, отгадать загадку, решив все примеры.
Характерной особенностью этой образовательной системы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта.
Таким образом, у каждого ребёнка есть возможность взять столько, сколько он может. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти. На уроках математики по учебникам Петерсон развиваются различные логические умения: сравнивать, устанавливать отношение общего и частного, группировать предметы по определённым признакам, самостоятельно обдумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать.
Присутствуют вопросы типа: «что изменилось…», «догадайся», «подумай», «установи закономерность».
А такие творческие задания как «составь слова и исключи лишнее», так называемые анаграммы, «вставь пропущенную букву и пропущенное число», «исключи лишнюю фигуру», «нарисуй недостающую фигуру», «нарисуй предметы, обладающие общим признаком», «найди закономерность и продолжи ряд», «найди отличия», «прочитай слова», ребусы развивают и воспитывают у младших школьников интерес к математике, способствуют развитию мыслительной деятельности. Много на страницах учебника задач на смекалку. Например:
1. На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
2. Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?
Чтобы разнообразить учение, с детьми нужно проводить игры, которые способствуют их обучению и в то же время являются для них игрой.