Познание и знание

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (375 кБ)


Цель: способствовать пониманию учащимися структуры познавательного процесса, дать учащимся представление об особенностях научного познания, истины и ее критериях.

Задачи:

  • обучающая: помочь учащимся расширить объем знаний касающихся процесса познания, развивать умение работать в составе группы;
  • воспитательная: помочь понять насколько сложным бывает процесс поиска истины.

Оборудование урока: ТСО, таблицы

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: знание, познание, истина (абсолютная, относительная).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

План

  1. Познаваем ли мир.
  2. Познание чувственное и рациональное.
  3. Истина и ее критерии.
  4. Особенности научного познания.
  5. Социальные и гуманитарные знания.
  6. Многообразие человеческого знания.
  7. Используются ТСО и наглядные пособия. Познаваем ли мир? Учащиеся отвечают, и в зависимости от предполагаемых ответов можно разделить класс на три группы:

1-я группа считает, что мир познаваем – «оптимисты»;

2-я группа считает, что мир познать нельзя – «пессимисты»;

3-я группа считает, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». В дальнейшем выполнение заданий происходит в составе групп.

Задание. Каждая группа аргументировано доказывает свою точку зрения.

– Что такое познание?

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.

Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?

Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.

– Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?

Ученые выделяют следующие виды познания:

  1. обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
  2. научное – главный источник знаний людей о мире;
  3. образное характерно для искусства, художественной культуры;
  4. философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.

Задание. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.

– Что является главным во всех направлениях познания?

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В процессе познания присутствует объект и субъект познания.

объект познания субъект познания
познаваемый предмет человек, общество
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом
человек

Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.

Задание.Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

2. Используются ТСО и наглядные пособия. Существуют две ступени познавательной деятельности:

1-ая ступень – чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

формы чувственного познания
ощущение восприятие представление
представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно

Роль чувственного познания:

а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;

б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;

г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом.на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.

2-я ступень познавательной деятельности – рациональное познание. На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

формы рационального познания
понятие суждение умозаключение
Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности:
а) общие;
б) более общие;
в) предельно общие.
2-в научном познании:
а) частнонаучные
б) общенаучные
в) всеобщие (философские).
3-по отношению к действительности:
а) понятия, отражающие общее в предметах;
б) понятия охватывающие существенные признаки предметов;
в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
г) понятия-идеи.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей.
Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Виды умозаключений:
а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным;
б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими.
индуктивные умозаключения «наводят» на мысль.

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

  1. неожиданность решения поставленной задачи;
  2. неосознанность путей и средств ее разрешения;
  3. непосредственный характер постижения истины.

Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания.

Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

3. Используются ТСО и наглядные пособия. Сущностью процесса познания является получения как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мир и получения истинного знания (агностики, эмпирики, рационалисты).

Истина – соответствие мыслей человека окружающей действительности.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекту познания.

истина абсолютная истина относительная
полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении (математические формулы, утверждение или неопровержимо установленный факт) представляет собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития

Задание. На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Характерные черты практики:

  1. целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);
  2. предметно чувственный характер ( человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);
  3. преобразование окружающей действительности.

В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение – это ложное знание принимаемое за истинное.

– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте.

Роль заблуждений в познании неоднозначна:

  • с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;
  • с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

4. Используются ТСО и наглядные пособия. Ближе всего к истине стоит научное знание. Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит творческий процесс мыслительной и научно-практической деятельности.

Принципы научного познания:

  1. принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
  2. рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
  3. системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
  4. проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.
уровни научного знания
теоретический эмпирический
имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

5. Используются ТСО и наглядные пособия. Различия между эмпирическими и теоретическими уровнями знаний относятся как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.

общественные науки
социальное знание гуманитарное знание
знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, профессиональными группами; обращается к фактам, знаниям, законам общественно-исторического процесса, исследует общественные тенденции в развитии человечества рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира; изучает индивидуально - личностные факторы

Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Задание. Приведите примеры социальных и гуманитарных знаний.

6. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.

Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.

Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость.в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.

Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

III. Закрепление нового материала.

1-я группа отвечает на вопросы:

  1. Какие значения слова «знание» вам известны?
  2. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
  3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
  4. В чем особенности рационального познания?
  5. Что такое истина?
  6. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
  7. В чем состоят особенности научного познания?
  8. Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?

2-я группа

Работа с документом, с.65-66. Ответить на вопросы.

3-я группа выполняет задания 1-4 с.66-67.

Список литературы:

  1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. М., Просвещение, 2006. 351с.
  2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., Просвещение, 1990. 240с.
  3. Курбатов В .И. Логика. Систематический курс. 2001. 512с.
  4. Никитин А. Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М., АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2006. 400с.
  5. Степанько С. Н. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I. 2008. 285с.