Цель: способствовать пониманию учащимися структуры познавательного процесса, дать учащимся представление об особенностях научного познания, истины и ее критериях.
Задачи:
- обучающая: помочь учащимся расширить объем знаний касающихся процесса познания, развивать умение работать в составе группы;
- воспитательная: помочь понять насколько сложным бывает процесс поиска истины.
Оборудование урока: ТСО, таблицы
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: знание, познание, истина (абсолютная, относительная).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
План
- Познаваем ли мир.
- Познание чувственное и рациональное.
- Истина и ее критерии.
- Особенности научного познания.
- Социальные и гуманитарные знания.
- Многообразие человеческого знания.
- Используются ТСО и наглядные пособия. Познаваем ли мир? Учащиеся отвечают, и в зависимости от предполагаемых ответов можно разделить класс на три группы:
1-я группа считает, что мир познаваем – «оптимисты»;
2-я группа считает, что мир познать нельзя – «пессимисты»;
3-я группа считает, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». В дальнейшем выполнение заданий происходит в составе групп.
Задание. Каждая группа аргументировано доказывает свою точку зрения.
– Что такое познание?
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.
Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
– Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
Ученые выделяют следующие виды познания:
- обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
- научное – главный источник знаний людей о мире;
- образное характерно для искусства, художественной культуры;
- философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.
Задание. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.
– Что является главным во всех направлениях познания?
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
В процессе познания присутствует объект и субъект познания.
объект познания | субъект познания |
познаваемый предмет | человек, общество |
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом | |
человек |
Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
Задание.Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
2. Используются ТСО и наглядные пособия. Существуют две ступени познавательной деятельности:
1-ая ступень – чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
формы чувственного познания | ||
ощущение | восприятие | представление |
представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств | в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства | такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно |
Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;
б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;
г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом.на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.
2-я ступень познавательной деятельности – рациональное познание. На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.
формы рационального познания | ||
понятие | суждение | умозаключение |
Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. 2-в научном познании: а) частнонаучные б) общенаучные в) всеобщие (философские). 3-по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия-идеи. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей. |
Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения. |
Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений: а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным; б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими. индуктивные умозаключения «наводят» на мысль. |
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Основные черты интуитивной способности:
- неожиданность решения поставленной задачи;
- неосознанность путей и средств ее разрешения;
- непосредственный характер постижения истины.
Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания.
Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
3. Используются ТСО и наглядные пособия. Сущностью процесса познания является получения как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мир и получения истинного знания (агностики, эмпирики, рационалисты).
Истина – соответствие мыслей человека окружающей действительности.
Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекту познания.
истина абсолютная | истина относительная |
полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении (математические формулы, утверждение или неопровержимо установленный факт) | представляет собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития |
Задание. На примерах покажите абсолютность и относительность истины.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Характерные черты практики:
- целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);
- предметно чувственный характер ( человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);
- преобразование окружающей действительности.
В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.
Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.
Заблуждение – это ложное знание принимаемое за истинное.
– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте.
Роль заблуждений в познании неоднозначна:
- с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;
- с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
4. Используются ТСО и наглядные пособия. Ближе всего к истине стоит научное знание. Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит творческий процесс мыслительной и научно-практической деятельности.
Принципы научного познания:
- принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
- рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
- системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
- проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.
уровни научного знания | |
теоретический | эмпирический |
имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. | отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент |
5. Используются ТСО и наглядные пособия. Различия между эмпирическими и теоретическими уровнями знаний относятся как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.
общественные науки | |
социальное знание | гуманитарное знание |
знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, профессиональными группами; обращается к фактам, знаниям, законам общественно-исторического процесса, исследует общественные тенденции в развитии человечества | рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира; изучает индивидуально - личностные факторы |
Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Задание. Приведите примеры социальных и гуманитарных знаний.
6. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.
Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.
Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.
Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость.в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.
Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.
Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.
III. Закрепление нового материала.
1-я группа отвечает на вопросы:
- Какие значения слова «знание» вам известны?
- Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
- Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
- В чем особенности рационального познания?
- Что такое истина?
- Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
- В чем состоят особенности научного познания?
- Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?
2-я группа
Работа с документом, с.65-66. Ответить на вопросы.
3-я группа выполняет задания 1-4 с.66-67.
Список литературы:
- Боголюбов Л. Н. Обществознание. М., Просвещение, 2006. 351с.
- Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., Просвещение, 1990. 240с.
- Курбатов В .И. Логика. Систематический курс. 2001. 512с.
- Никитин А. Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М., АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2006. 400с.
- Степанько С. Н. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I. 2008. 285с.