Цель: формирование в обучающихся целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности в процессе познания и овладения основами художественного ремесла в области современного декоративно-прикладного и народного искусства.
Задачи.
Образовательная: обучение основам декоративно-прикладного искусства; различным видам рукоделия и приемам рукоделия в различных техниках; формирование практических навыков по обработке разнообразных материалов; обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков по изготовлению рукотворной бусины и рукотворных бус, работе с тканью, основных свойств и характеристик ткани; усвоение знаний о традиционном женском народном костюме, народных украшениях.
Развивающая: развитие общего кругозора; трудовой активности через самостоятельную творческую деятельность; интереса к народным промыслам и их истории; сенсорных и моторных навыков; художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности обучающегося.
Воспитательная: воспитание и формирование общей культуры учащихся; интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности и прилежания в работе.
Методы.
- Словесные (беседа, инструктаж).
- Наглядные (демонстрация художественных изделий, презентация “Рукотворные бусы”).
- Практические (выполнение рукотворных бусин и их сборка).
- Рефлексия.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение.
- Методические разработки (рекомендации) по выполнению практической работы, учебники и учебные пособия, учебные компьютерные программы по теме урока.
- Раздаточный материал - тексты с описанием практической работы, фото-мастер-класс “Изготовление рукотворных бус” с наглядными этапами выполнения практической работы; СМИ - буклеты, плакаты, журнал “Девчонки и мальчишки” № 6, 2008 г.
- Электронные учебники по народному костюму, ремеслу и культуре; презентация “Рукотворные бусы”, компьютер, проектор, экран.
- Рабочие тетради.
- Шаблоны выкройки бусины.
- Материалы и инструменты для работы.
Этапы урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме: “Ручные швы”.
- Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Определение уровня теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале.
- Практическая работа, направленная на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
- Подготовка к тематическому проекту “Рукотворные бусы”. Сообщение основных этапов работы над рукотворными бусами.
- Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей в тетради.
Ход урока
Организационный этап
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Приветствие.
- Определение присутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, материалы и инструменты для практической деятельности.
- Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.
I. Актуализация знаний.
Обобщающая беседа, включающая контрольные вопросы.
- Что такое ручные работы в швейном деле?
- Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
- Дайте определение понятию “шов”?
- Дайте определение понятию “стежок”?
- Дайте определение понятию “ширина шва”?
- Дайте определение понятию “строчка”?
- Дайте определение понятию “длина стежка”?
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
Проводится контрольное тестирование по закреплению знаний терминов:
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ:
Сметать, наметать, приметать, заметать, обметать, пришить, подшить
Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.
II. Подготовка к усвоению нового учебного материал.
Обобщающая беседа. Наш сегодняшний урок посвящен творческому проекту “Рукотворные бусы”, в ходе его выполнения мы создадим своими руками ручной шедевр – браслет из рукотворных бусин или бусы. К сегодняшнему уроку вы самостоятельно работали с информационными источниками по теме “Шейные украшения на Руси”, ответьте на вопрос: Какие шейные украшения полюбились на Руси?
Бусы на Руси были самым излюбленным видом женских навесных шейных украшений и носили их женщины самых разных сословий. Раньше бусы многое могли рассказать о своей хозяйке. Например, женщина носила на нитке сухие фрукты или косточки, потому что готовилась стать матерью, а в бусах из раковин было зашифровано послание к небесам – просьба о дожде и хорошем урожае. Украшения из редких, красиво окрашенных минералов носили не только как талисманы, в надежде заполучить удачу, любовь, здоровье, богатство, но, и чтобы засвидетельствовать свой достаток.
Дутые бусы называемые “тяжёлая грудь”, были распространены в конце XIX - начале XX вв. в средней полосе России, и являлись характерным дополнением праздничного русского костюма. Их цветовая гамма могла быть самой разнообразной: синей, алой, красной и т.д. На каждой нити делалось разное количество бусин, на груди бусы укладывались эффектным каскадом. Разновидностей бус было очень много и все они непохожие друг на друга, могли быть различных: размеров и форм – круглые хорошо отшлифованные, гранённые или почти не обработанные; цветов и материалов, из которых изготовлены - дерева и кожи, натуральных камней и жемчуга, бисера и даже ткани, не потеряли они своей актуальности и сегодня.
Спасибо. Хотя, народная мудрость и гласит: “Нет украшения супротив природной красоты”, однако, с незапамятных времён, женщина всегда стремилась приукрасить, сделать лучше окружающий её мир – домашний очаг, рабочее место, родных и близких, не забывая о себе. Сегодня и мы позаботимся о красоте своей и своих близких.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Мы подошли к заключительному этапу разделов образовательной области “Технология”: “Технологии обработки ткани” и “Ручные швы”, и вам предстоит проявить себя в творческой работе, и показать себя зрелыми мастерицами, которые понимают и ценят народное искусство.
Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект:
- Практическая часть проекта - изготовление готового изделия – рукотворных бус или браслета из ткани.
- Теоретическая часть проекта, состоит из пояснительной записки, в которой вы подробно расскажете о технологическом процессе изготовления ваших бусин из ткани в виде:
- презентации,
- технологической карты,
- фото-мастер-класса.
Вам предстоит выполнить пояснительную записку к творческому проекту, используя различные источники информации, ориентируясь на: самостоятельную поисковую деятельность; презентацию урока “Рукотворные бусы”; методические материалы к уроку и записи в рабочей тетради по технологии.
Рукотворные вещи хранят энергетику рук, придают изделию теплоту и мягкость. Не лишним будет добавить, что сегодня популярным аксессуаром становятся бусы из ткани, которые состоят из множества бусин и каждая бусинка сделана вручную. Тряпичные бусы объединяют традиции русского народного костюма с современными модными тенденциями, а сделать их совсем не сложно. Приступим к выполнению практической части нашего проекта. Сегодня мы изготовим себе несколько бусин, соберем их на крепкую нить, к концу нити прикрепим замочек и получим - рукотворные бусы или браслет. Между бусинами можно нанизывать по несколько бисерин или жемчужин (стеклянные бусины или другие декоративные элементы).
IV. Формирование новых знаний и умений.
Сегодня нам предстоит работа по выполнению творческого проекта, для закрепления тем образовательной области “Технология”: “Технологии обработки ткани” и “Ручные работы”. Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Вся работа выполняется на столе, на котором располагают инструменты и приспособления, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на ваше самочувствие и качество работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
Голову слегка наклонить вперёд.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
На столах учащихся технологическая карта выполнения работы, журнал “Девчонки и мальчишки” №6 2008 г, фото – мастер - класс, где дано описание и показаны все этапы выполнения практической работы.
По предложенному алгоритму учащиеся выполняют работу.
Алгоритм.
- Подготовить материалы и инструмент. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения на бусине, должен соответствовать цвету ткани.
- По шаблону вырезать деталь для бусины.
- Швом “вперед иголку” или “через край” прошить край детали.
- Стянуть деталь в кулечек.
- Заполнить деталь наполнителем.
- Затянуть и прошить по образцу.
Охрана труда во время выполнения практической работы.
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами! Правила работы с иголками, ножницами. Иголки должны храниться в игольнице, перед началом урока и в конце урока их необходимо пересчитывать, ножницы хранить в чехле и передавать друг другу только кольцами. Если не соблюдать правила техники безопасности во время пошива бусин, то подобное нарушение может привести, к различного рода травматизму.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
V. Продолжение формирования знаний и умений.
Применение умений и навыков в изготовлении рукотворных бус.
Работа сопровождается сменой слайдов в заготовленной презентации.
На столах учащихся методические разработки к уроку – фото - мастер –класс по изготовлению рукотворной бусины.
Технологическая карта изготовления рукотворной бусины
Изготовить выкройку на бусину. Отутюжить лоскутки ткани. Обвести контуры выкройки на ткани. Обвести контуры выкройки на ткани. |
|
Проложить по краю шов “вперёд иголку” | |
Слегка стянуть шов, чтобы получился “кулёчек”. В кулёчек положить наполнитель (холфитекс (шарики) или вату) | |
Аккуратно зашить стяжку и выйти иголкой на середину бусины, одновременно утягивая стяжку в середину бусины | |
Простегать бусину в разных направлениях. Первые стежки делать нужно аккуратно, не сильно стягивать шов | |
Швом “вперёд иголку”, для “уплотнения”, простегать бусину в разных направлениях несколько раз, с каждым разом, сильнее и крепче стягивая, проложенный шов, формируя круглую форму бусины | |
Формировать стиль желанного украшения используя дополнительные материалы: бусины из разных материалов (дерево, кожа, пластмасса и т.д.), бисер, жемчуг | |
Бусины подготовить к сборке, формируя стиль желанного украшения. Обработать полоску ткани - крепёж в виде прямоугольника | |
Собрать бусы на крепкую нить |
Для изготовления рукотворных бус из ткани, необходимо заготовить текстильные бусины, желательно разных, гармонирующих вместе, цветов.
Вот и всё, “ручной” шедевр у вас готов. Получившиеся бусы, можно носить по - разному: варьируя их длину, обматывать длинные бусы в одну нить несколько раз вокруг шеи или одевать их как браслет; скручивать и сплетать их в косичку, придавая длинной нитке бус совсем другую форму. Очень красивыми могут быть бусы из совершенно разных, не похожих бусин, отличающихся по цвету, форме и материалу, из которых они сделаны. Длину, цвет и последовательность композиции бус, можно менять в зависимости от вашего вкуса и гардероба.
Рукотворная бусина может послужить не только отдельным звеном для сборки бус, но и являться самостоятельным декоративным элементом, например – пуговицей, которая украсит любое швейное изделие или будет использоваться, для скрепления деталей одежды. В самой природе изготовления рукотворной бусины-пуговицы есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю. Многие художественные направления не пренебрегали этим ремеслом, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей.
Самоконтроль и контроль осуществляется в ходе практической работы. В конце практической работы заполняется “Карточка контроля”: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Самоконтроль (С) Контроль(К) |
С | С | К | К | К |
Критерии | Заготовка детали | Обработка края детали | Формирование бусины | Проявление эстетического вкуса | Соблюдение правил ТБ |
Оценка | |||||
Баллы | 0.5 | 0.5 | 1 | 2 | 1 |
Физкультминутка в перерыве практической работы.
VI. Заключительная часть урока.
Рефлексия.
Учащиеся письменно отвечают на вопросы.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?
- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?
- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?
- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?
- Мне захотелось…
Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода.
Какие вопросы по выполнению домашнего задания?
VII. Подведение итогов урока
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.
Сегодняшний урок подошел к концу, я считаю, что цель урока достигнута, мы поработали очень продуктивно, я довольна тем, что вы неплохо усвоили теоретический материал и изготовили рукотворные бусы. Спасибо, за работу на уроке. Аналитическая справка.
Литература к уроку
1. Ресурсы Интернет: Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М. Искусство, 1994 25.http//zabavaglum. narod. ru/ muzei/ kostymi
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 168
3. А.Ю.Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: “Паритет”, 2005. -136 с., ил.
4. http://rusalka-7.ucoz.ru/index/ruchnye_raboty/0-16
5. Ресурсы Интернет: http://www.hnh.ru/handycraft/2011-03-12-3
6. Литвинова Е.Е. Мастер-класс “Рукотворные бусы для красавицы русской”. Журнал “Девчонки и мальчишки” № 6, 2008 г;