Тема урока: "Рукотворные бусы"

Разделы: Технология


Цель: формирование в обучающихся целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности в процессе познания и овладения основами художественного ремесла в области современного декоративно-прикладного и народного искусства.

Задачи.

Образовательная: обучение основам декоративно-прикладного искусства; различным видам рукоделия и приемам рукоделия в различных техниках; формирование практических навыков по обработке разнообразных материалов; обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков по изготовлению рукотворной бусины и рукотворных бус, работе с тканью, основных свойств и характеристик ткани; усвоение знаний о традиционном женском народном костюме, народных украшениях.

Развивающая: развитие общего кругозора; трудовой активности через самостоятельную творческую деятельность; интереса к народным промыслам и их истории; сенсорных и моторных навыков; художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности обучающегося.

Воспитательная: воспитание и формирование общей культуры учащихся; интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности и прилежания в работе.

Методы.

  1. Словесные (беседа, инструктаж).
  2. Наглядные (демонстрация художественных изделий, презентация “Рукотворные бусы”).
  3. Практические (выполнение рукотворных бусин и их сборка).
  4. Рефлексия.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Методические разработки (рекомендации) по выполнению практической работы, учебники и учебные пособия, учебные компьютерные программы по теме урока.
  2. Раздаточный материал - тексты с описанием практической работы, фото-мастер-класс “Изготовление рукотворных бус” с наглядными этапами выполнения практической работы; СМИ - буклеты, плакаты, журнал “Девчонки и мальчишки” № 6, 2008 г.
  3. Электронные учебники по народному костюму, ремеслу и культуре; презентация “Рукотворные бусы”, компьютер, проектор, экран.
  4. Рабочие тетради.
  5. Шаблоны выкройки бусины.
  6. Материалы и инструменты для работы.

Этапы урока.

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний по теме: “Ручные швы”.
  • Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Определение уровня теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале.
  • Практическая работа, направленная на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
  • Подготовка к тематическому проекту “Рукотворные бусы”. Сообщение основных этапов работы над рукотворными бусами.
  • Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей в тетради.

Ход урока

Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Приветствие.
  3. Определение присутствующих.
  4. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, материалы и инструменты для практической деятельности.
  5. Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.

I. Актуализация знаний.

Обобщающая беседа, включающая контрольные вопросы.

  • Что такое ручные работы в швейном деле?
  • Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
  • Дайте определение понятию “шов”?
  • Дайте определение понятию “стежок”?
  • Дайте определение понятию “ширина шва”?
  • Дайте определение понятию “строчка”?
  • Дайте определение понятию “длина стежка”?

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Проводится контрольное тестирование по закреплению знаний терминов:

Терминология, применяемая при выполнении ручных работ:

Сметать, наметать, приметать, заметать, обметать, пришить, подшить

Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.

II. Подготовка к усвоению нового учебного материал.

Обобщающая беседа. Наш сегодняшний урок посвящен творческому проекту “Рукотворные бусы”, в ходе его выполнения мы создадим своими руками ручной шедевр – браслет из рукотворных бусин или бусы. К сегодняшнему уроку вы самостоятельно работали с информационными источниками по теме “Шейные украшения на Руси”, ответьте на вопрос: Какие шейные украшения полюбились на Руси?

Бусы на Руси были самым излюбленным видом женских навесных шейных украшений и носили их женщины самых разных сословий. Раньше бусы многое могли рассказать о своей хозяйке. Например, женщина носила на нитке сухие фрукты или косточки, потому что готовилась стать матерью, а в бусах из раковин было зашифровано послание к небесам – просьба о дожде и хорошем урожае. Украшения из редких, красиво окрашенных минералов носили не только как талисманы, в надежде заполучить удачу, любовь, здоровье, богатство, но, и чтобы засвидетельствовать свой достаток.

Дутые бусы называемые “тяжёлая грудь”, были распространены в конце XIX - начале XX вв. в средней полосе России, и являлись характерным дополнением праздничного русского костюма. Их цветовая гамма могла быть самой разнообразной: синей, алой, красной и т.д. На каждой нити делалось разное количество бусин, на груди бусы укладывались эффектным каскадом. Разновидностей бус было очень много и все они непохожие друг на друга, могли быть различных: размеров и форм – круглые хорошо отшлифованные, гранённые или почти не обработанные; цветов и материалов, из которых изготовлены - дерева и кожи, натуральных камней и жемчуга, бисера и даже ткани, не потеряли они своей актуальности и сегодня.

Спасибо. Хотя, народная мудрость и гласит: “Нет украшения супротив природной красоты”, однако, с незапамятных времён, женщина всегда стремилась приукрасить, сделать лучше окружающий её мир – домашний очаг, рабочее место, родных и близких, не забывая о себе. Сегодня и мы позаботимся о красоте своей и своих близких.

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Мы подошли к заключительному этапу разделов образовательной области “Технология”: “Технологии обработки ткани” и “Ручные швы”, и вам предстоит проявить себя в творческой работе, и показать себя зрелыми мастерицами, которые понимают и ценят народное искусство.

Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект:

  • Практическая часть проекта - изготовление готового изделия – рукотворных бус или браслета из ткани.
  • Теоретическая часть проекта, состоит из пояснительной записки, в которой вы подробно расскажете о технологическом процессе изготовления ваших бусин из ткани в виде:
  • презентации,
  • технологической карты,
  • фото-мастер-класса.

Вам предстоит выполнить пояснительную записку к творческому проекту, используя различные источники информации, ориентируясь на: самостоятельную поисковую деятельность; презентацию урока “Рукотворные бусы”; методические материалы к уроку и записи в рабочей тетради по технологии.

Рукотворные вещи хранят энергетику рук, придают изделию теплоту и мягкость. Не лишним будет добавить, что сегодня популярным аксессуаром становятся бусы из ткани, которые состоят из множества бусин и каждая бусинка сделана вручную. Тряпичные бусы объединяют традиции русского народного костюма с современными модными тенденциями, а сделать их совсем не сложно. Приступим к выполнению практической части нашего проекта. Сегодня мы изготовим себе несколько бусин, соберем их на крепкую нить, к концу нити прикрепим замочек и получим - рукотворные бусы или браслет. Между бусинами можно нанизывать по несколько бисерин или жемчужин (стеклянные бусины или другие декоративные элементы).

IV. Формирование новых знаний и умений.

Сегодня нам предстоит работа по выполнению творческого проекта, для закрепления тем образовательной области “Технология”: “Технологии обработки ткани” и “Ручные работы”. Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Вся работа выполняется на столе, на котором располагают инструменты и приспособления, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на ваше самочувствие и качество работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

Голову слегка наклонить вперёд.

Нельзя опираться грудью о стол.

Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

При работе не следует ставить локти на стол.

Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

На столах учащихся технологическая карта выполнения работы, журнал “Девчонки и мальчишки” №6 2008 г, фото – мастер - класс, где дано описание и показаны все этапы выполнения практической работы.

По предложенному алгоритму учащиеся выполняют работу.

Алгоритм.

  • Подготовить материалы и инструмент. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения на бусине, должен соответствовать цвету ткани.
  • По шаблону вырезать деталь для бусины.
  • Швом “вперед иголку” или “через край” прошить край детали.
  • Стянуть деталь в кулечек.
  • Заполнить деталь наполнителем.
  • Затянуть и прошить по образцу.

Охрана труда во время выполнения практической работы.

Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами! Правила работы с иголками, ножницами. Иголки должны храниться в игольнице, перед началом урока и в конце урока их необходимо пересчитывать, ножницы хранить в чехле и передавать друг другу только кольцами. Если не соблюдать правила техники безопасности во время пошива бусин, то подобное нарушение может привести, к различного рода травматизму.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.

V. Продолжение формирования знаний и умений.

Применение умений и навыков в изготовлении рукотворных бус.

Работа сопровождается сменой слайдов в заготовленной презентации.

На столах учащихся методические разработки к уроку – фото - мастер –класс по изготовлению рукотворной бусины.

Технологическая карта изготовления рукотворной бусины

Изготовить выкройку на бусину.
Отутюжить лоскутки ткани.
Обвести контуры выкройки на ткани.
Обвести контуры выкройки на ткани.
Проложить по краю шов “вперёд иголку”
Слегка стянуть шов, чтобы получился “кулёчек”. В кулёчек положить наполнитель (холфитекс (шарики) или вату)
Аккуратно зашить стяжку и выйти иголкой на середину бусины, одновременно утягивая стяжку в середину бусины
Простегать бусину в разных направлениях. Первые стежки делать нужно аккуратно, не сильно стягивать шов
Швом “вперёд иголку”, для “уплотнения”, простегать бусину в разных направлениях несколько раз, с каждым разом, сильнее и крепче стягивая, проложенный шов, формируя круглую форму бусины
Формировать стиль желанного украшения используя дополнительные материалы: бусины из разных материалов (дерево, кожа, пластмасса и т.д.), бисер, жемчуг
Бусины подготовить к сборке, формируя стиль желанного украшения. Обработать полоску ткани - крепёж в виде прямоугольника
Собрать бусы на крепкую нить

Для изготовления рукотворных бус из ткани, необходимо заготовить текстильные бусины, желательно разных, гармонирующих вместе, цветов.

Вот и всё, “ручной” шедевр у вас готов. Получившиеся бусы, можно носить по - разному: варьируя их длину, обматывать длинные бусы в одну нить несколько раз вокруг шеи или одевать их как браслет; скручивать и сплетать их в косичку, придавая длинной нитке бус совсем другую форму. Очень красивыми могут быть бусы из совершенно разных, не похожих бусин, отличающихся по цвету, форме и материалу, из которых они сделаны. Длину, цвет и последовательность композиции бус, можно менять в зависимости от вашего вкуса и гардероба.

Рукотворная бусина может послужить не только отдельным звеном для сборки бус, но и являться самостоятельным декоративным элементом, например – пуговицей, которая украсит любое швейное изделие или будет использоваться, для скрепления деталей одежды. В самой природе изготовления рукотворной бусины-пуговицы есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю. Многие художественные направления не пренебрегали этим ремеслом, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей.

Самоконтроль и контроль осуществляется в ходе практической работы. В конце практической работы заполняется “Карточка контроля”: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.

Самоконтроль (С)
Контроль(К)
С С К К К
Критерии Заготовка детали Обработка края детали Формирование бусины Проявление эстетического вкуса Соблюдение правил ТБ
Оценка          
Баллы 0.5 0.5 1 2 1

Физкультминутка в перерыве практической работы.

VI. Заключительная часть урока.

Рефлексия.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?

- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?

- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?

- Мне захотелось…

Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода.

Какие вопросы по выполнению домашнего задания?

VII. Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.

Сегодняшний урок подошел к концу, я считаю, что цель урока достигнута, мы поработали очень продуктивно, я довольна тем, что вы неплохо усвоили теоретический материал и изготовили рукотворные бусы. Спасибо, за работу на уроке. Аналитическая справка.

Литература к уроку

1. Ресурсы Интернет: Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М. Искусство, 1994 25.http//zabavaglum. narod. ru/ muzei/ kostymi

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 168

3. А.Ю.Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: “Паритет”, 2005. -136 с., ил.

4. http://rusalka-7.ucoz.ru/index/ruchnye_raboty/0-16

5. Ресурсы Интернет: http://www.hnh.ru/handycraft/2011-03-12-3

6. Литвинова Е.Е. Мастер-класс “Рукотворные бусы для красавицы русской”. Журнал “Девчонки и мальчишки” № 6, 2008 г;