Семья и школа: грани сотрудничества в физическом воспитании школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


“Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги”.
 А.С. Макаренко

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьёй начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. С принятием Закона Российской Федерации  «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.Закон  «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни школьников. Основной задачей педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. В настоящее время наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Школа обязана содействовать развитию семьи.

Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников представляет собой целенаправленный педагогический упорядоченный процесс активного использования факторов физической культуры в совместной деятельности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (школьников, педагогов, родителей) в направлении их гармоничного физического развития. Именно в семье и в школе должны вырабатываться стремление к регулярным, обязательным занятиям физической культурой и спортом, а также формирование здорового образа жизни и воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Поэтому одним из действенных средств укрепления взаимоотношений семьи и школы следует рассматривать совместную физкультурную деятельность в условиях семьи и школы, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга, укрепление нравственного климата в семье, создание добрых традиций и общих интересов. Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающих при их совместной деятельности. В совместных семейных занятиях физической культурой и спортом закладываются огромные возможности для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей со своими детьми.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания школьников можно отнести физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (подвижные игры, прогулки, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений,  спортивные праздники).Все выше перечисленные формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития школьников, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие её место в режиме дня общеобразовательного учреждения.

Одной из популярной форм совместной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения  является проведение спортивных праздников, дней здоровья. Основная цель которых заключается в привлечении детей и их родителей к совместным занятиям физической культурой и спортом в условиях общеобразовательного учреждения, пропагандирование физической культуры как средства от любых болезней для детей и людей среднего и пожилого возраста, средства достижения физической красоты, силы, ловкости и выносливости, как интересной игры для детей и их родителей.Именно совместные спортивные мероприятия могут стать одной из наиболее ярких и удачных форм приобщения семей к физической культуре, внедрения её в повседневный быт семьи. На праздниках родители и дети могут проявлять себя в разных видах спорта, осваивать совместно различные физические упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные мероприятия позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Ограничение ребёнка в движении и желание родителей избавить от физических нагрузок ведёт к ухудшению его здоровья и слабому развитию организма. Если научить ребёнка с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а взрослым своим примером демонстрировать здоровый образ жизни, то тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Ни семья, ни школа,  в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон.