Как познакомить учащихся с текстами разной стилистической направленности

Разделы: Начальная школа


Известно, как нелегко обучить детей технике чтения и как еще труднее воспитать воистину увлеченного читателя. Научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, “есть соучастие в творчестве”. А для побуждения к такому соучастию необходимо пробудить и развить у учеников эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности к творчеству.

Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. В процессе анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы. Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. Эти тексты десятилетиями и даже столетиями служат основой обучения, приобщения ребёнка к культуре своего народа, с их помощью дети изучают русский язык и литературу.

Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости.

Однако, надо заметить, что современному школьнику всё больше приходится работать с научно-познавательной и публицистической литературой, которая за последние два десятилетия кардинально изменилась, прочно вошла в жизнь детей, проникла в процесс школьного обучения. 

Это объясняется установкой сегодняшней школы на всестороннее развитие учащихся и, прежде всего, на развитие самостоятельного, критического и исследовательского мышления.

Об ориентации младшего школьника как читателя в мире научно-познавательной литературы в методической литературе почти не говорится. Данная литература редко вносится в списки рекомендательного чтения. Однако развитие современного читателя-школьника невозможно без его обращения к научно-познавательной литературе, так как ее чтение расширяет кругозор ученика по различным областям научного и общественного знания. Таким образом, актуальность проблемы обучения младших школьников работе с текстами разной стилистической направленности становится очевидной.

Начиная работу с текстом, ребёнок должен понимать, какой текст перед ним, какое новое знание получит он, познакомившись с этим текстом, где он может использовать информацию, полученную из текста. Для этого в первую очередь надо познакомить ребёнка с текстами разных стилей. Такую работу удобно начинать подобрав тексты, связанные общей темой. Дальнейший анализ текстов поможет ребёнку выделить стилистические особенности, понять цель написания текста, особенности лексики, которую использует автор. Для такой работы я подобрала четыре небольших текста о тайге, анализом которых можно заняться как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

Текст № 1 (художественный)

Тайга

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря, но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, и Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.

(Отрывок из рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”)

Анализ текста № 1

1. Цель автора: дать своё видение мира, описать тайгу, таёжный лес. Обращено к читателю. Это художественный текст.

2. Особенности лексики:

а) Метафоры:

тайга тянулась

тайга молчаливая, равнодушная

небо тянулось ближе прижимаясь

облака ватой ложились

тайга растворялась в них

Енисей затерялся в тайге

глухая, угрюмая тайга

б) Эпитеты:

без конца и края

тайга молчаливая, равнодушная

огромным тёмным морем

далеко-далеко тянулось

ближе прижимаясь

редкие облака

голубые проёмы

спрессованной ватой

долго отыскивал

жёлтую полоску

неподвижное зелёное море

сплошной хвойник

глухая, угрюмая тайга

в) Сравнения:

казалось морем

как в горах

облака…ватой ложились

среди неподвижного зелёного моря

г) Эмоционально-окрашенная лексика

всё ближе приближаясь

без конца и края

долго отыскивал глазами полоску

Енисей и тот затерялся

д) Синонимы:

тайга, лес, хвойник

е) Цветовая лексика:

тёмным морем

голубые проёмы

жёлтую полоску

зелёного моря

ж) Родовые, видовые понятия:

лиственник

хвойник

3. Превосходство конкретной лексики над абстрактной:

Небо, облака, лес, Енисей, горы

4. Особенности морфологии:

Для передачи динамики используются глаголы:

Тянулась, казалась ,не обрывалась, бывает, прижимаясь, смотрел, делались, исчезли, темнел, ложились, растворялась, отыскивал, затерялся.

Текст № 2 (научный)

Тайга

Тайга, хвойные леса северного умеренного пояса, составленные бореальными видами ели, пихты, лиственницы, сосны с небольшой примесью лиственных пород. Тайга расположена в северной части умеренного пояса (средняя температура июля 10-18* С), с относительно непродолжительным безморозным периодом, холодными зимами, осадками, превышающими испарение, и устойчивым снежным покровом.

По составу растительности различают темнохвойную и светлохвойную тайгу. Породы, образующие древостой тёмнохвойной тайги, теневыносливы, т. к. их хвоя способна осуществлять фотосинтез при слабом освещении. На суглинистых почвах распространены зелёномошные и травяно-кустарниковые темнохвойные леса. При застое влаги надпочвенный покров в ассоциациях тёмнохвойной тайги состоит из сфагновых и других болотных мхов; местами такие леса постепенно сменяются сфагновыми торфяниками.

Светлохвойная, или лиственничная, тайга также представлена различными классами ассоциаций. Лиственничные леса – светлые, редкостойные, часто с подлеском (кедровый стланик, рододендрон даурский) и развитым травяным покровом изменчивого состава.

Таёжная зона занимает почти 1/3 территории России.

(Большая советская энциклопедия)

Анализ текста № 2

Цель текста: сообщить точную информацию в данной области знаний. Текст обращён к подготовленному читателю, специалисту. Это научный текст.

1. Особенности лексики:

а) Специальная терминологическая лексика:

бореальные леса

тёмнохвойная и светлохвойная тайга

фотосинтез

древостой

зелёномошные

травяно-кустарниковые

сфагновые мхи

кедровый стланик

рододендрон даурский

б) Общая терминологическая лексика:

северный умеренный пояс

лиственные породы

устойчивый снежный покров

состав

примесь

классы

испарение

подлесок

осадки

травяной покров

температура

в) Используется абстрактная лексика:

ассоциации, виды, территория, освещение

г) Количественные показатели:

10-18* С

1/3 территории России

относительно непродолжительное

д) Особенности морфологии:

Больше существительных, чем глаголов: пояс, ель, пихта, сосна, примеси, период ,

зима, осадки, фотосинтез, растительность, освещение, почвы, торфяники, леса, классы, покров и другие

е) Отсутствие выразительных средств языка и эмоционально окрашенной лексики.

Текст № 3 (научно-популярный)

Тайга

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Их листья – хвоинки, они всегда зелёные. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и колонок, и норка, и выдра. Каждый год, как только выпадет снег, в тайгу уходят охотники за пушным зверем.

В тайге много ягод, грибов, ценных лекарственных растений. Недра тайги богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами.

(Учебник “Мир вокруг нас” 4 класс, автор Плешаков А.А.)

Анализ текста № 3

Цель текста: дать информацию о тайге, заинтересовать читателя, привлечь его внимание. Текст обращён к неподготовленному читателю, ребёнку. Это научно-популярный текст.

1. Особенности текста и языка:

а) Терминология (общая) в ограниченном объёме:

хвойный, часть, тундра, хвоинки, кедровая сосна, пушные звери, недра

б) Используются выразительные средства языка:

эпитеты:

хвойный лес, зима холодная, зелёные хвоинки, пушные звери, ценные лекарственные растения

метафоры:

недра богаты

родовые и видовые понятия:

ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна, алмазы, золото, нефть, газ, минералы, руда

в) Количественные показатели даны в образной форме:

большая часть, столько, много

Текст № 4 ( публицистический)

Быть ли тайге Сахарой?

Анализ текста № 4

Рисунок

1. Цель текста: привлечь внимание к проблеме уничтожения лесов в тайге, воздействовать на сознание людей, показать общественную значимость данной проблемы. Текст размещён в газете, Это публицистический текст.

2. Особенности лексики:

а) Лексика абстрактная:

процесс, аксиома, проблема, принципы, задача, усилия, методы, соответствующая поддержка

б) Эмоционально окрашенная лексика:

активно уничтожаются

гибнет от пожара

остро стоит проблема

нерациональная вырубка

откровенно, незаконная деятельность

совсем невозможно

бесполезно

необдуманное освоение

в) Метафоры:

гибнет от пожаров лес

зелёное золото

остро стоит проблема

серые рубки

ответственность разрывается

время упущено

теряется качество

оградить себя от будущего

г) Эпитеты:

активно уничтожаются

нерационально использовать

лесной фонд

криминальные рубки

от плохого – к худшему

незаконная деятельность

лучшие, худшие деревья

срубленные и брошенные

чахлые лесопосадки

лесопокрытая площадь

д) Сравнения:

лес – зелёное золото

усилия будут каплей в море

400 лет – всё равно что бесконечность

е) Фразеологизмы:

капля в море

ж) Количественные показатели:

67 млн. га, 57 млн. га, 120-150 лет, огромное количество, много, уменьшилось

з) Речевые обороты объёмные (почти нет простых предложений).