Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает:
- Дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включается ИКТ.
- Более значимой становится ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся.
- У школьника формируется информационная культура, которая так необходима для его будущей социологизации.
- Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Я – учитель начальных классов. Окружающий мир – это предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке.
Возможности программы Power Point очень широкие, кроме текста и изображений сюда можно внедрять схемы, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы. Это позволяет создавать уже не просто презентации, а интерактивные пособия.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе объяснения нового материала учителем и рассказа учащихся, при обобщении и закреплении материала. На уроках я стараюсь, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по тексту, карте, выполнением упражнений в рабочих тетрадях. При объяснении нового материала можно не выводить на экран текстовую информацию. А на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или ее фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям. А потом сравнить их с оригиналом. Разнообразная работа по содержанию презентации может проводиться и после ее демонстрации: составление вопросов к определенным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленные до, во время и после просмотра электронного пособия. Если презентация включает вопросы, дидактические игры, задания, это позволяет закреплять полученные на уроке сведения. Показ на экране правильного ответа способствует самопроверке учащихся.
При работе с презентацией учащимся отводится активная роль. Опираясь на зрительные образы природных объектов и явлений, учащиеся под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
В своих презентациях к урокам окружающего мира я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее.
Презентация, которую я представляю на конкурс, подготовлена к уроку окружающего мира в 1 классе .
Программа «Перспектива».
Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с новыми понятиями,
- расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
- способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
- продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры каждой группы, уметь определять группу растения.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- экран,
- раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:
- способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
- развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
- позволяет расширить словарный запас;
- повышает познавательную активность.
- позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
- способствует эффективному запоминанию информации.
Презентация используется на разных этапах урока:
- При проверке домашнего задания (слайды 2,3).
Изображены фотографии растений, которые сделал Серёжа, путешествуя с попугаем по лесам, лугам и водоёмам. Задача детей - определить, какие растения встречаются в лесу, на лугу, у водоёма.
1-й ряд – выбирают растения, которые растут в лесу;
2-й ряд – на лугу;
3-й ряд – у водоёмов.
- При объяснении нового материала (слайды 4-7).
Учащиеся самостоятельно читают материал учебника и делят растения на группы. Затем приводятся примеры использования растений человеком.
- На этапе закрепления материала (слайды 8-14).
Учащимся загадываются загадки. Учащиеся отгадывают их и говорят, к какой группе растений относится данное растение.
- При записи домашнего задания (слайд 15).