Урок окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник. 

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. 

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает:

  1. Дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включается ИКТ.
  2. Более значимой становится ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся.
  3. У школьника формируется информационная культура, которая так необходима для его будущей социологизации.
  4. Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. 
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. 
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. 

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

Я – учитель начальных классов. Окружающий мир – это предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке.

Возможности программы Power Point очень широкие, кроме текста и изображений сюда можно внедрять схемы, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы. Это позволяет создавать уже не просто презентации, а интерактивные пособия.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе объяснения нового материала учителем и рассказа учащихся, при обобщении и закреплении материала. На уроках я стараюсь, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по тексту, карте, выполнением упражнений в рабочих тетрадях. При объяснении нового материала можно не выводить на экран текстовую информацию. А на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или ее фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям. А потом сравнить их с оригиналом. Разнообразная работа по содержанию презентации может проводиться и после ее демонстрации: составление вопросов к определенным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленные до, во время и после просмотра электронного пособия. Если презентация включает вопросы, дидактические игры, задания, это позволяет закреплять полученные на уроке сведения. Показ на экране правильного ответа способствует самопроверке учащихся.

При работе с презентацией учащимся отводится активная роль. Опираясь на зрительные образы природных объектов и явлений, учащиеся под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
В своих презентациях к урокам окружающего мира я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее. 

Презентация, которую я представляю на конкурс, подготовлена к уроку окружающего мира в 1 классе .

Программа «Перспектива».

Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями,
  • расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
  • продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры каждой группы, уметь определять группу растения.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • экран,
  • раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
  • позволяет расширить словарный запас;
  • повышает познавательную активность.
  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
  • способствует эффективному запоминанию информации.

Презентация используется на разных этапах урока:

  • При проверке домашнего задания (слайды 2,3).

Изображены фотографии растений, которые сделал Серёжа, путешествуя с попугаем по лесам, лугам и водоёмам. Задача детей - определить, какие растения встречаются в лесу, на лугу, у водоёма.

1-й ряд – выбирают растения, которые растут в лесу;

2-й ряд – на лугу;

3-й ряд – у водоёмов.

  • При объяснении нового материала (слайды 4-7).

Учащиеся самостоятельно читают материал учебника и делят растения на группы. Затем приводятся примеры использования растений человеком.

  • На этапе закрепления материала (слайды 8-14).

Учащимся загадываются загадки. Учащиеся отгадывают их и говорят, к какой группе растений относится данное растение.

  • При записи домашнего задания (слайд 15).