Цели:
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: составление плана и последовательности действий;
- коммуникативные : построение речевых высказываний;
- познавательные : формулировка проблемы и создание способов ее решения; структуирование знаний;
- личностные : самооценка.
Вид урока: урок усвоения знаний, умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Закрепление. Коррекция умений и навыков учащихся.
- Проверка уровня усвоения новых знаний, умений и навыков.
- Итог урока.
Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Наиболее удобные обозначения при решении задач на движение
S (км)– путь, расстояние;
V (км/ч) – скорость;
t (ч) – время.
Связь при равномерном движении по прямой между этими величинами такова:
S=V*t
При х>0 1х>1х+2; 15у-2>15у+2; 60х-7>60х; Из двух дробей с равными числителями больше та, у которой знаменатель меньше: |
Условия задачи удобно анализировать, заполняя таблицу.
Путь S (км) |
Скорость V (км/ч) |
Время t (ч) |
|
По течению | |||
Против течения |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Изучение нового материала.
Основные этапы решения текстовой задачи алгебраическим методом
1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.
2. Перевод естественной ситуации на математический язык (построение математической модели: введение переменной и составление дробного рационального уравнения).
3. Решение полученного уравнения.
4. Интерпретация полученного результата.
Решение задачи.
Турист проплыл на лодке против течения реки 6 км и по озеру 15 км, затратив на путь по озеру на 1 час больше чем на путь по реке. Зная, что скорость течения реки равна 2 км/ч, найдите скорость лодки при движении по озеру.
Путь S (км.) |
Скорость V (км/ч.) |
Время t (ч) |
|
Против течения | 6 км | (х-2)км/ч | |
По озеру | 15 км | х км/ч |
На 1 час больше.
Пусть х км/ч скорость движения лодки по озеру. По условию х > 0.
то х=6 или х=5.
Ответ: собственная скорость лодки 6 км/ч или 5 км/ч.
5. Закрепление. Коррекция умений и навыков учащихся.
Учащимся предлагается выбрать правильный ответ. Приложение 1
Учащиеся выходят к доске по одному, заполняют таблицу и составляют уравнение. Для экономии времени всем учащимся раздаются листы с условиями задач и пустыми таблицами. Успешным учащимся предлагается для одной из задач провести полное решение.
1. Теплоход проходит по течению до пункта назначения 126 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения 2 км/ч, стоянка длится 8 ч, а в пункт отправления теплоход возвращается ровно через сутки после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.
Путь S (км) |
Скорость V (км/ч) |
Время t (ч) |
|
По течению | 126 км | (х+2)км/ч | |
Против течения | 126 км | (х-2)км/ч |
Возвращается через 24 ч.
Стоянка 8 ч.
В пути 24-8=16 (ч.).
Пусть х км/ч собственная скорость теплохода. По условию х > 2.
Ответ: 16 км/ч
2. Пристани А и В, расстояние между которыми равно 120 км, расположены на реке, скорость течения которой на этом участке равна 5 км/ч. Катер проходит от А до В и обратно без остановок со средней скоростью 24 км/ч. Найдите собственную скорость катера.
Путь S (км) |
Скорость V (км/ч) |
Время t (ч) |
|
Из А в В. | 120 км | (х+5)км/ч | |
Из В в А. | 120 км | (х-5)км/ч | |
Туда и обратно. | 240 км | 24 км/ч |
Пусть х км/ч собственная скорость катера. По условию х > 5.
Ответ: 25 км/ч
3. Из пункта А в пункт В, расположенного на расстоянии 100 км, отправился автобус со скоростью 36 км/ч. Как только автобус проехал пятую часть пути, вслед за ним выехала машина. В пункт В они прибыли одновременно. Найдите скорость машины в км/ч.
Путь S (км.) |
Скорость V (км/ч.) |
Время t (ч) |
|
Автобус |
100 км | 36 км/ч | |
Машина |
100 км | Х км/ч |
Больше на ч
Ответ: 45 км/ч
4. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 80 км, выехал автобус. В середине пути он был задержан на 10 минут, но, увеличив скорость на 20 км/ч, прибыл в В вовремя. С какой скоростью автобус проехал первую половину пути?
Путь |
Скорость |
Время |
|
I половина |
40 км | х км/ч | |
II половина |
40 км | (х+20)км/ч |
На 10 мин меньше
Ответ: 60 км/ч
5. Дополнительно: Велосипедист проехал из поселка до станции с некоторой постоянной скоростью, а возвращался со скоростью на 5 км/ч большей. Какова была первоначальная скорость велосипедиста, если известно, что средняя скорость на всем пути следования составляла 12 км/ч?
6. Проверка уровня усвоения новых знаний, умений и навыков.
7. Итог урока.