Место и роль урока в изучаемой теме: Второй урок (из четырех) по теме «Россия в 1917–1921гг»
Тип урока: урок изучения нового материала в форме поэтапного практикума.
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема «Октябрьская революция и ее последствия» - очень обширна. Эта тема изучалась в 9 классе на уроках истории в рамках первого концентра исторического образования. Главная цель данного занятия – это не столько изучение самих событий, а попытка рассмотреть проблемы связанные с этим событием и последствия вызванные им. Мне представляется оптимальным проведение урока по этой теме в форме поэтапного практикума.
Весь урок разбит на три этапа, которые связаны с решением проблемных задач. Группа работает над решением тремя подгруппами (в соответствии с этапами работы). На уроке обучающиеся выполняют несколько вариантов заданий для самостоятельной работы: работа с историческим документом, задание на знание фактов, персоналий и событий, работа с исторической картой, работа со статистическим материалом, работа со схемами и таблицами, работа с заранее подготовленными сообщениями обучающихся. Такой большой объем информации необходим , чтобы подвести обучающихся к решению главного проблемного вопроса урока. Электронная презентация на уроке выполняет роль не только иллюстративную, но и дополняет учебное пособие, т.к. на слайдах презентации есть задания по теме урока с инструкциями к ним.
Цель урока: На основе изучения различных источников исторической информации выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России
Задачи:
Образовательные:
- Выявить причины и особенности Октябрьской революции и реакцию на нее общества;
- Рассмотреть особенности взаимоотношений политических партий с октября 1917 по весну 1918 годов;
- Изучить особенности внутренней политики и формирования государственных органов власти большевиками в конце 1917-начале 1918 года;
- Рассмотреть особенности и последствия внешней политики большевиков;
- Выявить особенности и последствия формирования однопартийной диктатуры большевиков;
Развивающие:
- Развитие умения проводить сравнительный анализ исторических явлений и событий;
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
- Развитие умения работы с историческим документом, исторической картой, диаграммой;
- Умения выполнения работы по заданной инструкции;
- Развитие умения формулировки промежуточных и окончательных выводов и подведения итогов;
- Развитие умения критического мышления;
- Развитие умения работать в коллективе, выполняя поставленные перед группой задачи;
Воспитательные:
- Воспитание гражданственности, уважения и интереса к истории своего Отечества;
- В процессе работы по группам воспитание ответственности и уважения к своим товарищам.
Межпредметные связи: обществознание, география.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения (схемы, диаграммы), репродуктивный, эвристический
Формы работы: вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа, изложение нового материала преподавателем в сочетании с самостоятельным выполнением заданий по инструкциям, общее обсуждение и формулировка выводов проблемных заданий и вопросов.
Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, электронная презентация – сопровождение к уроку, доска, карточки с инструкциями по выполнению заданий, карточки с табличками.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: беседа, участие в обсуждении , формулировке выводов и ответов на проблемные вопросы.
Хронокарта занятия
№ этапа | Название этапа | время, мин. |
1. | Оргмомент | 3 |
2. | Актуализация знаний | 6 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. |
Работа по изучению новой темы: I этап II этап III этап |
31: 10 11 10 |
4 | Подведение итогов и выводов | 4 |
5 | Домашнее задание | 1 |
План изучения темы.
- Октябрьская революция и реакция на нее общества.
- Формирование новой государственности.
- Формирование однопартийной диктатуры.
Ход занятия
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методическоеобеспечениезанятия |
1. Оргмомент |
Проверка готовности обучающихся к работе и ознакомление с темой урока |
|
Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему урока и особенность его проведения |
Приветствуют преподавателя, Знакомятся с темой и особенностями проведения урока |
Слайд 1 Титульный слайд |
2. Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы |
Подготовить обучающихся к работе над новой темой: «Октябрьская революция и ее последствия»
|
Беседа по теме: «Альтернативы развития России после Февральской революции»
|
Беседа по теме: Постановка проблемного вопроса урока и заданий для работы по этапам практикума |
Участвуют в беседе. Уясняют задачи на урок и получают задания для работы по группам и инструкции по работе над заданиями |
Слайд 2 Приложения 3 (инструкции) |
3. Изучение новой темы |
Выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России |
|
|
|
|
3.1. I этап. Октябрьская революция и реакция на нее общества |
Выявить причины и особенности Октябрьской революции и реакцию на нее общества
|
События октября 1917 года, II съезд Советов, разрыв с меньшевиками и правыми эсерами «Триумфальное шествие Советской власти» |
А) Объясняет особенности выполнения задания № 1.1 и инструктаж по выполнению. Рассказ о событиях Октябрьской революции. Проверка выполнения Задания №1.1. Б) Объясняет особенности выполнения Задания № 1.2 (работа с исторической картой и атласом). Проверяет выполнение и помогает сделать выводы по итогам работы над заданием. В) Объясняет особенности работы по Заданию № 1.3 (поясняет условия и инструкции к заданию, данные на слайде) Проверяет выполнение в ходе эвристической беседы Подведение итогов по работе на I этапе. Помогает обучающимся сформулировать ответы на проблемные вопросы, данные для работы на I этапе
|
А).Участники подгруппы №1 уясняют особенности выполнения заданий и выполняют их. Задания распределяются между членами подгруппы.
Выполнение заданий № 1.2, 1.3 индивидуальное или групповое (пары) , а в формулировании выводов участвует вся подгруппа. Обучающиеся подгрупп № 2, 3 записывают ответы и промежуточные выводы в тетрадь (разрешается делать только пометки к заданиям, т.к. презентация как учебное пособие выдается обучающимся для подготовки) |
Слайд 3 Приложение 2 Таблица №1
Слайд 4
Слайд 5 Приложение 1
|
3.2. II этап. |
Изучить особенности внутренней политики Советского правительства и особенности формирования государственных органов власти
|
Ленинский план социалистических преобразований, первые декреты, формирование органов государственной власти, первая Конституция
|
Напоминает об особенностях решения проблемных заданий на этом этапе, раздает индивидуальные задания и поясняет особенности их выполнения. А) Задание 2.1 Озвучивает первое задание. Заполнить таблицу: «Ленинский план преобразований и его реализация» используя данные сообщений обучающихся и материал учебника. Контролирует выполнение задания. После выполнения раскрывает вторую часть таблицы на слайде для сверки. Б) Задание №2.2 заполнить схему: «Государственное устройство Советской России» и поясняет особенности выполнения задания. После выполнения контролирует результат, используя материал слайда 7 В) Задание №2.3: «Дайте характеристику Конституции РСФСР» Объяснения особенностей выполнения задания. Задание выполняется с использованием материала учебника и дополнительного материала. Инструкции по выполнению на слайде 8. Подведение итогов по работе на II этапе. Помогает обучающимся сформулировать ответы на проблемные вопросы, данные для работы на II этапе |
Подгруппа №2 уясняет особенности работы на этом этапе.
Двое обучающихся делают подготовленное сообщения(предварительные задания) по темам: «Ленинский план социалистических преобразований» и «Первые декреты Советской власти» Вся группа заполняет таблицы, сверяются по образцу
Б) Один обучающейся из подгруппы №2 выполняет задание у доски и отчитывается после выполнения работы (группа записывает схему в тетрадь) Примечание: это задание может выполняться параллельно с заданием №2.1
В) Обучающиеся работают по инструкции и вместе с преподавателем в ходе эвристической беседы формулируют выводы.
Подведение итогов по работе на II этапе. Вместе с преподавателем обучающиеся подводят итоги работы и формулируют ответы на проблемные вопросы. Сверяются с образцом на слайде 9 |
Слайд 6
Таблица 2 Приложение 2
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
3.3. Ш этап. «Формирование однопартийной диктатуры»
|
Рассмотреть особенности и последствия внешней политики большевиков. Выявить особенности формирования однопартийной диктатуры.
|
|
Поясняет особенности работы на этом этапе. Уточняет план работы по этой подтеме и особенности заданий А) Задание 3.1(а) Поясняет особенности работы с диаграммой и вместе с обучающимися в ходе проводит анализ данных по партийному составу депутатов Учредительного собрания, помогая сформулировать ответ на вопрос к заданию Б) Задание 3.1.(б) Напоминает об особенности работы с историческим документом. В ходе эвристической беседы помогает провести анализ документа В) Задание 3.2.Поясняет особенности работы с над данным заданием Подведение итогов по работе на III этапе. Входе эвристической беседы помогает сформулировать ответы На вопросы к этапу |
А) Обучающиеся подгруппы №3 вместе с преподавателем проводят анализ и делают выводы, а остальные обучающиеся делаю пометки в тетрадях и уясняют особенности работы со статистическим материалом Б) Работая по инструкции проводят анализ и делают выводы.
В) Используя инструкции выполняют Задание и заполняют таблицу: «Итоги Брестского мира», Вместе с преподавателем формулируют выводы Подведение итогов по работе на III этапе. Формулируют ответы на проблемные вопросы к этапу. Вся группа записывает результаты сверяясь с результатом на слайде |
Слайд 10
Слайд 11-12
Слайд 13 Приложение 1 Документ 3 Слайд 14 Приложение 2 Таблица 3
Слайд 15 |
4. Подведение итогов по изучению темы и выводы |
Выяснить степень влияния Октябрьской революции 1917 года на развитие исторического процесса в России
|
Ответ на проблемный вопрос к уроку: «Можно ли сказать , что Октябрьская революция и партия большевиков привели страну к Гражданской войне?»
|
Преподаватель в ходе беседы вместе с обучающимися всех трех подгрупп еще раз подводит итоги работы на этапах (ответы на проблемные вопросы к этапам) и помогает сформулировать ответ на главный проблемный вопрос к уроку |
Используя данные промежуточных выводов по работе над темой проводят анализ материала и формулируют ответ на проблемный вопрос к уроку |
Слайд 16 |
5. Домашнее задание |
Закрепить материал изученный на уроке и подготовить обучающихся к изучению новой темы: «Гражданская война» |
Используя материалы урока составить рассказ о причинах и участниках Гражданской войны |
Дает задание, поясняя особенности его выполнения |
Уясняют особенности выполнения задания |
Слайд 16 |
Примечание: электронная презентация выдается обучающимся в качестве учебного пособия для подготовки домашнего задания.