Цели урока:
- Закрепить знания о критериях вида, полученные на теоретическом занятии.
- Вспомнить морфологию и систематику растений, изученные в курсе ботаники.
- Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.
Тип занятия: практическая работа.
Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 45 минут. При необходимости первый можно провести в кабинете биологии, а второй в компьютерном классе.
Оборудование:
- Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Персональные компьютеры (или ноутбуки) для учащихся (занятие удобно проводить в компьютерном классе).
- Гербарии растений.
- Листы ватмана.
- Ножницы.
- Клей.
Ход урока
1. Организационная часть.
Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса.
2. Контроль исходного уровня знаний.
Проводится в виде фронтального опроса:
- Что такое систематика?
- Что такое таксон?
- Какая таксономическая единица является наименьшей?
- Дайте определение понятию «вид».
- Что включает в себя род?
- Какие таксономические группы объединяет семейство?
- В какие таксономические группы объединяют близкие семейства?
- Что включает в себя класс?
- В какие таксономические группы объединяют близкие классы?
- Кратко охарактеризуйте представления о виде К. Линнея.
- Что говорил о виде Ж. Б. Ламарк?
- Охарактеризуйте представления о виде Ч. Дарвина.
- Что такое подвид?
- Что такое популяция?
- Перечислите критерии вида.
- Дайте характеристику морфологическому критерию.
- На чем основан генетический критерий?
- Что подразумевается под физиологическим критерием?
- Дайте характеристику экологическому критерию.
- На чем основан географический критерий?
Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся.
3. Выполнение практической работы.
Часть 1: Распределение видов растений и животных по таксономическим группам.
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить систематику растений и животных на примере одуванчика лекарственного и кошки домашней.
- Царство – Растения
- Отдел – Покрытосеменные
- Класс – Двудольные
- Порядок – Астроцветные
- Семейство – Сложноцветные
- Род – Одуванчик
- Вид – Одуванчик лекарственный
- Царство – Животные
- Тип – Хордовые
- Класс – Млекопитающие
- Отряд – Хищные
- Семейство – Кошачьи
- Род – Кошка
- Вид – Кошка домашняя
Далее все учащиеся разбиваются на группы по 4 человека, каждой группе выдаются листы бумаги с напечатанными на них изображениями животных и растений и названиями различных таксономических единиц (видов, классов, отделов, типов, царств) Приложение1, а также листы ватмана, ножницы и клей. Учащиеся должны на листе ватмана, используя выданные им материалы, составить упрощенную схему классификации органического мира, правильно распределив полученные виды растений и животных по таксономическим группам.
Часть 2: Определение видов растений на основании морфологического критерия.
Преподаватель инструктирует учащихся по работе с электронным определителем:
Определить растение – значит узнать, как оно называется.
В основе определения растений с помощью классических ботанических определителей лежат морфологический, экологический, географический и физиологический критерии (демонстрирует определитель П.Ф. Маевского «Флора средней полосы европейской части России»). Сейчас выпускается большое количество современных бумажных определителей, которые являются более компактными и содержат не только описания, но и фотографии растений (демонстрирует определитель И.А. Шанцера «Растения средней полосы Европейской России»). Кроме того, появились компьютерные определители, которые, помимо описания, также содержат фотографии целого растения и отдельных его частей. С ними можно работать на компьютере, планшете и даже на некоторых видах телефонов и смартфонов.
Так как определение растений требует немалого времени, учащимся в ходе занятия предлагается поработать с упрощенным определителем, который содержит представителей только некоторых семейств и основан в основном на морфологическом критерии. Приложение 2
Алгоритм работы:
- Рассмотрите определяемое растение.
- Откройте на компьютере электронный определитель, дважды щелкнув левой клавишей мышки на соответствующей иконке на рабочем столе.
- Для перехода по страницам определителя используйте управляющие кнопки.
- Сравните признаки определяемого растения с признаками, указанными в определителе.
- Если признаки совпадают, нажмите на соответствующую управляющую кнопку. Так, переходя от признака к признаку, вы определите видовое название растения.
- В ходе определения запишите в тетради:
- латинские и русские названия семейства, рода и вида изучаемого растения;
- цифровой ход определения (через запятую номера пунктов в определителе, по которым вы переходили).
Для работы все учащиеся снова делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 3 растения для определения. По завершению работы представитель от каждой группы докладывает остальным учащимся, какие растения им достались для определения.
4. Рефлексия.
Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты.
5. Закрепление.
Проводится в форме биологических задач. Каждая группа получает по 2 карточки с задачами. Приложение 3 Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче.
1. Клевер ползучий цветет с середины мая до осени, опыляется шмелями.
- Физиологический.
2. Две породы кроликов имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются между собой.
- Генетический.
3. Хвощ образует два вида побегов – весенние и летние. Сборщиков лекарственного растительного сырья интересуют только летние побеги. Они зеленого цвета, состоят из тонкого стебля с бутончато расположенными ветвями. Ветви направлены вверх и напоминают елочку.
- Морфологический.
4. Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке.
- Географический.
5. Капустные тли поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними.
- Экологический.
6. Белый медведь имеет густую белую шерсть. Масса животного может достигать 1000 кг, а длина тела – 3 м.
- Морфологический.
7. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно.
- Географический.
8. Клест–еловик имеет тонкий удобный для добывания семян клюв, а клест-сосновик - толстый, массивный, позволяющий ему добывать семена из сосновых шишек.
- Морфологический.
9. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.
- Географический.
10. Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой.
- Генетический.
11. Заяц-беляк зимой меняет мех на чисто белый. Заяц-русак зимой не белеет. Лапки у него уже и короче, чем у зайца-беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.
- Физиологический.
12. Большая синица для гнезда выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Синица-гаичка предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах.
- Экологический.
13. Черные медведи, или барибалы, мельче бурых. Морда у них светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайских медведей.
- Морфологический.
14. У многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.
- Физиологический.
15. Лютик едкий растет только на поляне, лютик ползучий вдоль дороги.
- Экологический.
6. Подведение итогов.
Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты.