Цель:
- Дать представление о птицах, обитающих в наших лесах;
- Привитие любви к окружающей природе, воспитывать интерес к природе;
- Воспитание экологической культуры;
- Способствовать развитию творческой активности учащихся.
Оборудование:
- Костюмы птиц.
- Картины природы.
- Экологические знаки.
- Костюм-весна.
- DVD “Голоса весеннего леса”.
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?Букашки, Жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут – пропадут!И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
– Дети, а что вы знаете о птицах?
– Птицы – единственные животные с перьями.
– Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц.
– Большинство птиц умеют летать.
– Не летают пингвины, страусы.
– Есть домашние птицы, которых разводит человек.
– Живут птицы в лесах, полях, даже на севере и Антарктиде.
– А каких птиц вы знаете?
– Вот видите, сколько птиц вы знаете!
Стихи о весне.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
(Входит весна.)
Я – Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу
Людям радость я несу!
(Взмахивает платочком.)
Взмахнула весна платочком и отправилась в лес.
(“Голоса весеннего леса” слушаем 2–3 голоса птиц.)
– Чему так радуются птицы?
(Весне, теплу, солнцу.)
(Весна машет платочком.)
Взмахнула Весна платочком, и оказались мы на поле.
Загадки
– Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач.)
– Почему чаще всего в поле можно увидеть грачей?
(Они ищут себе корм.)
– Чем питаются грачи?
(Червями и насекомыми.)
– Где строят грачи гнезда?
(На деревьях.)
– Где ещё строят птицы гнезда?
(На земле, на деревьях, под крышей дома (показ гнездышка).)
– А как называется домик, который делают люди для птиц?
(Скворечник.)
Запомни! Домик для птиц делать только из досок, из фанеры нельзя, т.к. она дребезжит от ветра, и птицы пугаются шума.
Ранней весной из тёплых стран прилетает в города и села ласточка. Считается, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье.
Ласточка.
Я маленькая птичка,
Ласточкой зовут меня.
Хочу весь день кружиться
Над домой у тебя.
Кружиться буду долго –
Почуяла я дождь,
А вы дождя не бойтесь –
Пройдёт и солнце вновь!
– Ребята, а вы знаете, что ласточки предсказывают дождливую погоду? Как?
(Ласточки низко летают, ловя насекомых, которые перед дождём опускаются ближе к земле.)
– У ласточки длинные большие крылья и хвост, в сравнении с маленьким легким туловищем и такими же крошечными ножками. Ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго.
(Весна машет платочком.)
– Взмахнула Весна платочком, и мы оказались в городе. В городе тоже можно
встретить птиц. И они становятся желанными гостями в скверах, парках и садах.
– Каких птиц встречаем мы на улицах нашего города?
(Чайку, ворону, сороку, воробья, даже кукушку.)
– Послушайте стихотворение С. Маршака “Где обедал воробей?”
(Инсценирование стихотворения.)
– Где обедал воробей?
– В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
– Ребят, вы меня узнали? Разрешите представиться, Страусенок!
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой!
Цапля.
Зачем такой носище цапле?
Затем чтоб цапли рыбок цапали!
Филин.
Только ночью страшен филин,
А при свете он бессилен!
Жаворонок.
Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется
Не видать певца полей
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий!
Пингвинята.
Мы – два брата, два птенца,
Мы недавно из яйца.
Что за птица наша мать?
Где её нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы – пингвины!
Блицтурнир.
- Чем покрыто тело птицы?
- Сколько ног у птицы?
- Могут ли домашние птицы летать?
- Кто плавает в пруду курица или утра?
- Улетают ли домашние птицы на юг?
Физкультминутка.
– К нам на праздник прилетел аист. Он хочет с вами поиграть.
(Дети выполняют упражнения – движения, которые говорит аист.)
Учитель:
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
– О птицах русский народ создал потешки, песенки, заклички.
Заклички – это …
Синички – сестрички,
Чечётки – тётки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Сорока – белобока,
Научи меня летать
Ни высоко, ни далеко,
Чтобы солнышко видать.
Считалка.
Начинается считалка:
На дубу скворец и галка.
Улетел домой скворец.
И считалочке конец.
– Очень часто людей сравнивают с различными птицами, поэтому попробуйте закончить мои предложения:
1. Вольный как …..(птица)
2. Зоркий взгляд, как у …..(орла)
3. Выступает величаво, как …..(павлин)
4. Мокрая, как …..(курица)
5. Верность …..(лебединая)
– О птицах существует много легенд. Послушайте одну из них.
Поспорила одна глупая птица, что долетит до самого солнца и не испугается. Сколько ей не доказывали, что это невозможно, она не верила и полетела к солнцу. Оно, горячее и пылкое, опалило птице грудку, но не убило насмерть, а только проучило, чтобы другие глупые птицы так не поступали.
– Что это за красногрудая птичка? (Снегирь.)
Игра.
- Изобрази “ласточку”.
- Спой песню петуха
- Покажи “ворону”.
– О птицах сложено много загадок. Вот некоторые из них:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это …(ворона).Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …(сорока).Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей).Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это …(снегири).На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …(скворец).
– Как бы она не назывались, где бы они не обитали, мы должны помнить, что птицы опыляют растения, поедают насекомых и грызунов-вредителей культурных растений поля и сада. Птицы – наши друзья. Беречь и охранять птиц – наша задача.
(Показ экологических знаков.)
– И пускай они радуют людей своими песнями, своей красотой. А мы им поможем в трудную минуту.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!