Праздник птиц

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Дать представление о птицах, обитающих в наших лесах;
  2. Привитие любви к окружающей природе, воспитывать интерес к природе;
  3. Воспитание экологической культуры;
  4. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Оборудование:

  1. Костюмы птиц.
  2. Картины природы.
  3. Экологические знаки.
  4. Костюм-весна.
  5. DVD “Голоса весеннего леса”.

На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.

Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?

Букашки, Жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…

Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

– Дети, а что вы знаете о птицах?
– Птицы – единственные животные с перьями.
– Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц.
– Большинство птиц умеют летать.
– Не летают пингвины, страусы.
– Есть домашние птицы, которых разводит человек.
– Живут птицы в лесах, полях, даже на севере и Антарктиде.
– А каких птиц вы знаете?
– Вот видите, сколько птиц вы знаете!

Стихи о весне.

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)

(Входит весна.)

Я – Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу
Людям радость я несу!

(Взмахивает платочком.)

Взмахнула весна платочком и отправилась в лес.

(“Голоса весеннего леса” слушаем 2–3 голоса птиц.)

– Чему так радуются птицы?

(Весне, теплу, солнцу.)

(Весна машет платочком.)

Взмахнула Весна платочком, и оказались мы на поле.

Загадки

– Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.

(Грач.)

– Почему чаще всего в поле можно увидеть грачей?

(Они ищут себе корм.)

– Чем питаются грачи?

(Червями и насекомыми.)

– Где строят грачи гнезда?

(На деревьях.)

– Где ещё строят птицы гнезда?

(На земле, на деревьях, под крышей дома (показ гнездышка).)

– А как называется домик, который делают люди для птиц?

(Скворечник.)

Запомни! Домик для птиц делать только из досок, из фанеры нельзя, т.к. она дребезжит от ветра, и птицы пугаются шума.

Ранней весной из тёплых стран прилетает в города и села ласточка. Считается, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье.

Ласточка.

Я маленькая птичка,
Ласточкой зовут меня.
Хочу весь день кружиться
Над домой у тебя.
Кружиться буду долго –
Почуяла я дождь,
А вы дождя не бойтесь –
Пройдёт и солнце вновь!

– Ребята, а вы знаете, что ласточки предсказывают дождливую погоду? Как?

(Ласточки низко летают, ловя насекомых, которые перед дождём опускаются ближе к земле.)

– У ласточки длинные большие крылья и хвост, в сравнении с маленьким легким туловищем и такими же крошечными ножками. Ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго.

(Весна машет платочком.)

– Взмахнула Весна платочком, и мы оказались в городе. В городе тоже можно встретить птиц. И они становятся желанными гостями в скверах, парках и садах.
– Каких птиц встречаем мы на улицах нашего города?

(Чайку, ворону, сороку, воробья, даже кукушку.)

– Послушайте стихотворение С. Маршака “Где обедал воробей?”

(Инсценирование стихотворения.)

– Где обедал воробей?
– В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

– Ребят, вы меня узнали? Разрешите представиться, Страусенок!

Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой!

Цапля.

Зачем такой носище цапле?
Затем чтоб цапли рыбок цапали!

Филин.

Только ночью страшен филин,
А при свете он бессилен!

Жаворонок.

Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется
Не видать певца полей
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий!

Пингвинята.

Мы – два брата, два птенца,
Мы недавно из яйца.
Что за птица наша мать?
Где её нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы – пингвины!

Блицтурнир.

  1. Чем покрыто тело птицы?
  2. Сколько ног у птицы?
  3. Могут ли домашние птицы летать?
  4. Кто плавает в пруду курица или утра?
  5. Улетают ли домашние птицы на юг?

Физкультминутка.

– К нам на праздник прилетел аист. Он хочет с вами поиграть.

(Дети выполняют упражнения – движения, которые говорит аист.)

Учитель:

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой!

– О птицах русский народ создал потешки, песенки, заклички.

Заклички – это …

Синички – сестрички,
Чечётки – тётки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Сорока – белобока,
Научи меня летать
Ни высоко, ни далеко,
Чтобы солнышко видать.

Считалка.

Начинается считалка:
На дубу скворец и галка.
Улетел домой скворец.
И считалочке конец.

– Очень часто людей сравнивают с различными птицами, поэтому попробуйте закончить мои предложения:

1. Вольный как …..(птица)
2. Зоркий взгляд, как у …..(орла)
3. Выступает величаво, как …..(павлин)
4. Мокрая, как …..(курица)
5. Верность …..(лебединая)

– О птицах существует много легенд. Послушайте одну из них.

Поспорила одна глупая птица, что долетит до самого солнца и не испугается. Сколько ей не доказывали, что это невозможно, она не верила и полетела к солнцу. Оно, горячее и пылкое, опалило птице грудку, но не убило насмерть, а только проучило, чтобы другие глупые птицы так не поступали.

– Что это за красногрудая птичка? (Снегирь.)

Игра.

  1. Изобрази “ласточку”.
  2. Спой песню петуха
  3. Покажи “ворону”.

– О птицах сложено много загадок. Вот некоторые из них:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это …(ворона).

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …(сорока).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей).

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это …(снегири).

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …(скворец).

– Как бы она не назывались, где бы они не обитали, мы должны помнить, что птицы опыляют растения, поедают насекомых и грызунов-вредителей культурных растений поля и сада. Птицы – наши друзья. Беречь и охранять птиц – наша задача.

(Показ экологических знаков.)

– И пускай они радуют людей своими песнями, своей красотой. А мы им поможем в трудную минуту.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!