Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

предметные – дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме;
метапредметные –
развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемый результат обучения:
познавательные УУД –
умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);
коммуникативные УУД – развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе;
регулятивные УУД –
развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
личностные УУД
– учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Формирования УУД
I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Стали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Настрой на позитивное восприятие урока.
II Каллиграфическая минутка и словарная работа – Ребята, прочитайте орфографически верно число, записанное на доске.
– Назовите изученные орфограммы в словах.
– Запишите число с комментированием и слово Тема, но с темой урока мы познакомимся чуть позже.

(Презентация. Слайд 2)

– Прочитайте слово на доске МЕДЛЕННО и скажите о каком звуке идёт речь, какой буквой он обозначен, которую мы будем писать. (согласный, твёрдый, парный, звонкий, парный) звук [д], буква дэ.

(Слайд 3)

Написание букв Дд.

Определите опасные места в слове МЕДЛЕННО.

– Проверить можем? (Нужно запомнить.)

Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.

УУД: познавательные.

III Актуализация знаний. 1. По картине составьте предложение о последних деньках уходящей осени со словом МЕДЛЕННО.

(Слайд 4)

(Слайд 5)

2. Игра “Лови ошибку”

Медленно уходят последние осенние деньки.

3.Спишите предложение и подчеркните уже известные члены предложения.

Медленно уходят последние осенние деньки.

Актуализация знаний по теме “Члены предложения”, развитие орфографической зоркости.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

IV Выявление места и причины затруднения. – Какие знания вам пригодились при выполнении задания? Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (Не смогли определить каким членом предложения являются слова.)

(Последние осенние.)

– Что помешало вам это сделать? (Мы не имеем сведений об этом члене предложения.)
– Хотите ли вы узнать каким членом предложения являются эти слова?

Вместе мы сможем это сделать.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

V Изучение новых знаний. – Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (Похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета.)
– Данный член предложения определяет признак предмета.
– Как же он называется?

2. Откройте учебник стр. 95, прочитайте и сами расскажите друг другу как называется этот член предложения, как подчёркивается, что обозначает и на какие вопросы отвечает?

(Слайд 9)

(По ходу высказываний, учащихся на экране появляется опорная схема.)

– Так какова тема нашего урока?
– Чему мы будем учиться на уроке?
– Для чего нам нужны знания об определении?
– Правильный ли вывод мы сделали?
– Что нового вы узнали об этом члене предложения из учебника? (Определение подчеркивается волнистой чертой.)

Посмотрим упр.1, стр. 96. Найдите лишнюю пару.

Планирование последующей деятельности.

УУД: регулятивные, познавательные.

VI Физкультминутка. – Я вижу вы немного устали, проведем разминку.

Я буду называть словосочетание. Если в нем есть обстоятельство, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растет в саду, густая трава, тонкий лед, греться на солнышке, хороший день,

VII Понимание изученного.

Групповая работа.

– Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (Применить свои знания.)

(Слайд 11)

1-я группа.

Сухая листва шелестит под ногами.

2-я группа.

Пушистые снежинки ложатся на землю.

3-я группа.

Перелётные птицы улетели на юг.

– Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?
– Совпадает ли оно с вашим.
– Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? (Слайд 12)

1. Прочитаю предложение.
2. Спишу в тетрадь.
3. Выделю грамматическую основу.
4. Задам вопрос от подлежащего к зависимому слову.
5. Определю каким членом предложения оно является.
6. Подчеркну.

(Алгоритм действий на интерактивной доске.)

– Выполните это задание в группах. Оцените свою работу.

(+ справился хорошо,
+ – думаю, что допустил ошибки,
– мне трудно, я пока не справился.)

Фронтальная проверка.

– Кому из вас потребовалась помощь?
– На каком этапе работы по алгоритму возникли затруднения?
– Что нового узнали из этого упражнения?

(Определение украшает, дополняет подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.)

В опорную схему:

Украшает, уточняет признак имени существительного.

Планирование деятельности, анализ и синтез слов, развитие умения строить логические цепочки.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

VIII Закрепление нового материала.

Работа в парах.

– Посмотрите внимательно на условное обозначение 4-го упражнения. Что вы можете о нем сказать? (Пометка трудное.)

Подумайте, кого бы вы выбрали себе в пару для выполнения трудной задачи.

1. Объединитесь парами.

– Какие правила работы в мы должны помнить?
– Внимание, вопросы:
Что требуется сделать?
– Какие знания вам пригодятся?
– Куда можно подсмотреть в случае затруднения?

2. Приступаем к выполнению задания.

3. Проверка.

Дополнения учащихся. Доказательства.

Закрепление полученных знаний, развитие умения применять знания на практике.

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

IX Итог урока. Экспресс– опрос “Звездопад (Слайд 14)

– Что обозначает определение?
– На какие вопросы отвечает определение?
– Какие задачи, поставленные в начале урока удалось решить?

Рефлексия. (Слайд 15)

– Я узнал(а), что...
– Я научился (научилась …
– Самым важным для меня было...
– Довольны ли вы своей работой на уроке?

Покажите.

Обобщение материала, выводы, самооценка.

УУД: познавательные, регулятивные.

X Домашнее задание. (Слайд 16)

Стр.97, упр. 5 учебника и упр. 4 по выбору.

Прочитайте задание.

– Вызывает ли оно у вас затруднение?
– Что необходимо сделать?