Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний).
Цель урока:
Учить детей строить текст.Задачи урока:
- Продолжить работу над развитием умения редактировать текст;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку;
- Воспитывать любовь к родной природе;
- Осуществлять связь с жизненным опытом детей;
- Формировать культуру общения при работе в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска-экран, карточки, массажёры, листочки, тетради по развитию речи.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Сегодня у нас урок развития речи. В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. Так давайте учиться правильно строить свою речь. Работать будем по плану. (На доске картинный план. Даю краткий комментарий.)
2. Повторение знаний о речи, тексте.
– Что такое человеческая речь?
– Какая бывает речь? (Устная, письменная и внутренняя.)
– Из чего состоит речь?
– А что такое предложение?
– Составляя предложения, мы о ком-то или о чём-то сообщаем друг другу, делимся
мыслями, чувствами с окружающими. Достаточно ли одного предложения, одной мысли,
чтобы получить всю информацию о предмете, о событии?
– Что такое текст? (На доске появляется карточка.)
Давайте вспомним всё, что мы знаем о тексте и составим кластер.
Послушайте:
Хвост пушистый, бело-рыжий.
Едет плавно над травой.
Едет к птичке, ближе, ближе,
Замер, будто неживой.
Хвост здесь, видно, неспроста.
Улетай, скворец, с дорожки.
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвост без кошки.
– Можно ли назвать то, что я прочитала текстом? Почему?
– О чём этот текст? Какова его тема? (Появляется карточка.)
– А что хотел сказать автор этого текста? Назовите главную, основную мысль
текста. (Карточка.)
– Куда можно перенести тему или главную мысль текста? Как бы вы назвали это
стихотворение? (Карточка: заглавие.)
– Представьте, что вы пишите текст в прозе на эту же тему. Какие слова вы
обязательно употребите в вашем тексте? Как называются эти слова? (Карточка:
опорные слова.)
– Итак, чтобы составить грамотный и интересный текст, надо для себя определить
тему и главную мысль, связать все предложения по смыслу и обязательно подобрать
такие опорные слова, без которых никак нельзя обойтись.
3. Физкультминутка. (Танец “Чебурашка”. После танца назовём тему и главную мысль песни.)
4. Вызов.
– А любите ли вы читать? Книги интересно читать потому, что над каждой книгой, кроме автора работает ещё и редактор. (На доске – карточка.) Кто такой редактор? Подумайте в парах, сделайте предположение и запишите его на листочке. Каждую версию пишите на отдельную бумажку. (Дерево предсказаний.)
(На доске прикрепляю слово редактор, а дети добавляют свои версии.)
Давайте проверим наши предположения.
Инсерт. Приложение 1.
– Что вы знали раньше? Что нового? О чём захотели узнать поподробнее?
– Давайте сегодня побываем в роли редактора, используя первое значение этого
слова.
5. Стадия осмысления.
– Возьмите карточку и прочитайте текст.
Миша тихо шёл по лесу. Вдруг Миша заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Далеко был слышен стук дятла. Дятел звонко стал долбить сухую кору дерева. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Синицы подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.
– Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, тема, основная мысль.) Приложение 2. Слайд 1.
Давайте озаглавим текст. Слайд 2.
Можно ли такой текст опубликовать, например, в журнале? Почему? Тогда давайте поработаем редакторами. Работать будем в 4-ках. Перечитайте текст, сформулируйте, в чём вы видите ошибки.
– Проверим. В чём же ошибки? (Каждая группа называет по 1 ошибке.)
Давайте исправлять текст. Работаем зелёной ручкой. (Дети работают на листочках, учитель на демонстрационной маркерной доске-экране.)
а) порядок предложений;
б) повторы;
в) оформление текста.
– Сколько частей мы выделяем в тексте-повествовании? (Схема появляется на доске.)
Найдём границы частей. Как отделить части?
Наш текст готов, давайте перечитаем и проверим всё ли теперь хорошо. Молодцы.
6. Физкультминутка для глаз, массаж кистей, пальцев.
7. Запись текста.
1-я группа (жёлтые стикеры) – спишите исправленный текст в тетрадь.
2-я группа (зелёные стикеры) – вас ждёт творческая работа. Вы тоже будете списывать этот текст в тетрадь, но постарайтесь добавить в него что-то своё: может быть, это будут отдельные имена прилагательные, а может, вы вставите своё предложение. 1–2 минуты поработайте с черновиком, а затем перепишите текст в тетрадь.
8. Итог урока.
– Сегодня на уроке мы были редакторами. Кто такой редактор? Прочитайте
текст, который у вас получился. (1 ученик из 1 группы и 2 – из 2.)
– Такой текст можно опубликовать?
9. Рефлексия.
– Давайте оценим свою работу на уроке. Чем мы занимались? Что получилось? Что не получилось?
Я проверю ваши работы, и каждый получит оценку.
Спасибо за урок.