Цель: формирование словообразовательных навыков как необходимое условие пополнения словарного запаса.
Задачи:
- закреплять навыки словообразования, систематизировать знания учащихся о зиме, расширять представления детей об этом времени года;
- уточнять, пополнять словарный запас; работать по формированию грамматического строя речи; развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: таблицы со словами и текстами, пиктограммы, снежинки, раздаточный материал, диск с музыкой, маски животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Упражнение “Согреем стеклышко”.
– Представьте, что вы, проснулись утром, захотели поглядеть в окно. А оно сплошь разрисовано сказочными морозными узорами. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Сделали вдох и медленно, не торопясь, выдыхаем. (Повторить 2–3 раза.)
Работа над отрывком из стихотворения Н.Некрасова.
– На нашем стекле, что-то появилось. Да это же стихотворение. Прочитайте и скажите о ком оно?
Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзшей воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
– О ком это стихотворение?
(О Морозе.)
– Каким вы представляете себе Мороза?
– Как следует читать этот отрывок?
(Важно, торжественно.)
Дети хором читают отрывок.
III. Введение в тему занятия.
– Сегодня на уроке мы с вами будем расширять представления об удивительном времени года – зима. А помогать нам в этом будет Мороз. За правильные ответы вы будите получать от Мороза снежинки.
IV. Работа по теме урока.
1. Мозговой штурм.
– Назовите зимние месяцы.
– С какого месяца начинается новый год?
– Какой самый короткий месяц в году?
– После, какого времени года наступает зима?
– У каких птиц зимой появляются птенцы?
2. Работа над словом.
а) Запомни и запиши
– Сейчас вы увидите слова, которые написал вам Мороз. Вы должны их запомнить и записать в тетрадь.
зима
небо
снег
лёд
деревья
снежинки
– А сейчас я вам зачитаю слова, которые прислал вам Мороз. Вам нужно их запомнить и записать в тетрадь.
вода
животные
дети
ветер
птицы
мороз
б) Назови ласково.
– Теперь Мороз хочет, чтобы вы назвали эти слова ласково.
Снег – (снежок)
Лёд – (ледок)
Солнце – (солнышко)
Зима – (зимушка)
Вода – (водичка)
Ветер – (ветерок)
Дети – (детишки)
Снежинка – (снежиночка)
Дерево – (деревце)
в) Игра “Кто я?”
Учитель надевает ребенку на голову маску животного. Ребенок не видит, кто на ней изображен. Он задает одноклассникам вопросы до тех пор пока не догадается какое животное на маске, но при этом ученик может задавать только вопросы на которые дети могут ответить “да” или “нет”.
3. Работа над словосочетанием.
а) Работа в парах.
– На каждую парту Мороз положил своё слово. Прочитайте его. Вы сейчас будите работать парами. Мороз хочет, чтобы вы из предложенного количества прилагательных выбрали только те, которые подходят к вашему слову и записали их в тетрадь.
Зима – снежная, долгожданная, морозная.
Солнце – тусклое, холодное, ясное.
Снег – пушистый, мягкий, белый.
Деревья – голые, чёрные, заснеженные.
Дети – весёлые, краснощёкие, радостные.
б) Образование новых слов.
– От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные. Составьте словосочетания.
(Зима) – вечер, дорога, время.
(Мороз) – день, утро, погода.
(Снег) – горка, сугроб, дерево.
4. Динамическая пауза.
5. Работа над предложением.
– При помощи пиктограмм и слов составьте предложения.
Зима – наступила.
Солнце – не греет.
Деревья – покрылись.
Медведи – спят.
Птицы – ищут.
Дети – катаются.
– Распространите предложения.
6. Составление рассказа.
Наступила снежная зимушка – зима. Зимой дни короткие, а ночи длинные. Солнце светит, но не греет. Деревья и кусты покрылись белым, пушистым снегом. Медведи всю зиму спят. Некоторые животные к зиме меняют “шубку”: заяц становится белым, а белка – серой. Птицы зимой ищут корм и тепло. Весёлые дети катаются на санках, лыжах, коньках. Играют в снежки и лепят снежную бабу.
7. Работа над стихотворением о зиме.
– А сейчас мы с вами попробуем расколдовать стихотворение, которое прислал
вам Мороз.
– Прочитайте и скажите, о каком времени года идет речь?
– Читая, это стихотворение вы обратили внимание на слово проказник.
– Кто в данном стихотворении проказник?
– Как вы понимаете смысл последней строчки?
– Какую картину вы представили, читая это стихотворение?
Дети читают стихотворение.
V. Итог урока.
– О каком времени года мы говорили на уроке?
– От какой части речи мы образовывали новые слова?
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение.