Тип урока: “открытие” нового знания.
Основные цели:
1) Формирование знаний о фотосинтезе как способе питания автотрофов; исходных
веществах, продуктах и условии протекания процесса фотосинтеза.
2) Развитие универсальных учебных действий : умения видеть проблему, выдвигать
гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы по
результатам исследования.
3) Воспитание стремления к получению знаний.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Вводная беседа:
– Что такое питание?
– Какие органы участвует в питании растений?
Рассказ учителя.
В древние времена люди считали, что растения – это перевернутые вниз головой человечки. В корне, думали они, имеется желудок и рот. И растения, так же как и человек, поглощают и переваривают пищу, добывая ее из земли. На станицах старинных книг вместо корня рисовали маленьких человечков, из головы которых росли зеленые побеги.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.
– Отличается ли питание растений от питания животных?
– Как называется воздушное питание растений?
Задание группам: составить схему фотосинтеза (5 мин).
Вопрос: с какими затруднениями вы столкнулись? Почему? (Недостаточно знаний.)
3. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель мы поставим на уроке? (Узнать, какие вещества являются
исходными, продуктами фотосинтеза, выявить условия фотосинтеза.)
– Предложите другое название темы. (Воздушное питание растений, как питаются
растения и т.д..)
– Какими способами мы будем действовать? (Использовать текст учебника, проводить
опыты, анализировать их результаты.)
4. Реализация построенного проекта.
1) Выявление исходных веществ и продуктов фотосинтеза.
Описание опыта Д. Пристли (1771 г.).
Д. Пристли поместил в закрытый сосуд, поставленный на свет, зеленое растение и мышь. В этих условиях животное существовало долгое время. В контрольном эксперименте (при отсутствии растения) мышь быстро задыхалась.
Вывод Д. Пристли: в растении присутствует что-то, способное “исправить воздух”.
– Какие выводы вы можете сделать по результатам опыта ? (В результате воздушного питания растение поглощает углекислый газ, выделяет кислород.)
Обучающиеся заполняют схему:
2) Выявление условий, необходимых для фотосинтеза.
Анализ результатов опыта австрийского врача Яна Ингенхауза.
Описание опыта: зеленые ветки растения ставят в воду, один экземпляр растения выносят на свет, второй помещают в темный шкаф на 1 неделю.
Вывод: условием фотосинтеза является свет, исходным веществом – вода.
Обучающиеся дополняют схему фотосинтеза:
3) Образование крахмала, сахара в листьях.
– Решите задачу: в сочных яблоках накапливается запас органических веществ, в частности сахара. Как это можно это объяснить? (При почвенном питании это невозможно, т.к. почва не содержит сахар, значит, сахар образовался в ходе фотосинтеза.)
– Опыт “ Определение наличия крахмала в клубне картофеля” (цветная реакция на крахмал).
Вывод: крахмал и сахар образуются на свету в листьях растений.
– Описание опыта, доказывающего образование крахмала в листьях.
(Используется мультимедийное приложение к учебнику Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин.– М.: Дрофа, 2007.)
Комнатное растение убирают в темный шкаф на 3-4 суток. Затем на середину листа прикрепляют полоску бумаги, растение ставят на свет. По истечении 10 часов, лист срезают, снимают бумагу, лист опускают в кипящую воду, потом спирт. Обесцвеченный лист обрабатывают раствором йода.
Вопросы:
– Какие части листа окрасятся? (Крайние, не закрытые бумагой.)
– В какой цвет они окрасятся? Почему? (Синий, цветная реакция крахмала на йод.)
Вывод: в процессе фотосинтеза образуется крахмал.
Обучающиеся дополняют схему фотосинтеза:
– Приведите доказательства того, что крахмал может превращаться в сахар.
(Подмороженный картофель приобретает сладкий вкус.)
4) Анализ высказывания К.А. Тимирязева.
“Если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,– он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Вставьте пропущенные слова, прочтите.
………….– орган воздушного питания. В………….. на свету из ……… и………. образуются ……………и…………….При фотосинтезе выделяется газ…………….
6. Закрепление.
Используется прием технологии развития критического мышления “Горячий стул”.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Какое значение имеет изученная тема, с какими темами она связана?
8. Рефлексия учебной деятельности.
– Какие знания вы приобрели?
– Чему научились?
– Что удивительное для себя вы узнали?
– О чем расскажите родителям?