Интегрированный урок (физика + ОБЖ) по теме "Защита населения от ядерного оружия". 11-й класс

Разделы: Физика, ОБЖ

Класс: 11


Тип урока:Лекционный с элементами беседы.

Цели урока: Сформировать представления об опасности поражающих факторов ядерного оружия и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи урока:

Познавательные:

1. Формирование представления о ядерном оружии.
2. Ознакомление с мерами коллективной и индивидуальной защиты населения от ядерного оружия
3. Ознакомление с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные:

1. Развивать мотивацию изучения предмета физики и ОБЖ.
2. Развивать умение использовать различные средства защиты.

Развивающие:

1. Подготовить учащихся к действиям по применению средств коллективной и индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: Плакаты, дозиметры, таблицы, экран, компьютер.

Техническая база: мультимедийный видеопроектор.

План урока.

Этапы урока. Время Виды и формы деятельности.
Организационный этап. 2 мин Организация доброжелательного настроя всех учащихся, подготовка учащихся к работе.
2. Актуализация опорных знаний. 6 мин Сообщение темы урока Постановка целей урока.
3. Изучение нового материала. 25 мин Лекция – беседа.

ОБЖ: виды ядерного оружия Опасность поражающих факторов ядерного оружия.

Виды коллективной и индивидуальной защиты.

Правила поведения при сигнале “Радиоактивная опасность”.
ФИЗИКА: Биологическое действие радиоактивных излучений.

Доза излучения.

Приборы для определения дозы излучений.

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала. 7 мин Выполнение качественных заданий.
5. Подведение итогов, домашнее задание. 5 мин Рефлексия, запись д/з.

1. Организационный этап.

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть! Я надеюсь, что сегодня на урок все пришли с хорошим настроением. Оно нам просто необходимо для сохранения работоспособности.

Прежде чем мы начнем изучение новой темы давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами прошли на прошлых уроках.

2. Актуализация опорных знаний (беседа с классом).

Вопросы для проверки усвоения материала предыдущего урока:

1. Как устроен ядерный реактор?
2. Что такое критическая масса?
3. Почему слияния легких ядер происходит только при очень высоких температурах?
4. Какую роль играют термоядерные реакции в эволюции химического состава вещества?

3. Изучение нового материала.

1) Мотивация.

Учитель: Сегодня мы проведем с вами интегрированный урок таких дисциплин как ФИЗИКА и ОБЖ. На уроке мы познакомимся с видами ядерного оружия , с опасностью которую оно несет человечеству, с правила поведения в чрезвычайных ситуациях и защите населения от ядерного оружия. (Презентация. Слайд 1)

Прежде чем говорить о защите населения от ядерного оружия необходимо осознать какую опасность для человека оно представляет.

Ядерное оружие– это оружие массового поражения. Оно обладает огромной разрушительной силой. (Слайд 2)

Ядерное оружие – это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. (Слайд 3)

Ядерное оружие – самое опасное из всех известных на сегодняшний день средств массового поражения. И, несмотря на это, его количества с каждым годом всё увеличиваются. Это обязывает каждого человека знать способы защиты, чтобы предотвратить смерть и, может быть, даже не одну.

Действие ядерного оружия основано на использовании энергии, выделяющейся при ядерных превращениях.

В зависимости от принципов использования этой энергии различают три вида ядерных боеприпасов: атомные, термоядерные и комбинированные. (Слайд 6)

1) Действие термоядерных боеприпасов основано на использовании энергии, выделяющейся при реакции синтеза ядер легких элементов (дейтерия и трития) в условиях чрезвычайно высоких температур. Но создание высокой температуры необходимо только в первый момент времени, чтобы “зажечь” реакцию, а затем она существует сама за счет выделения энергии при синтезе ядер.

2) В основу действия комбинированных боеприпасов положено свойство атомов природного урана (уран-238) делится под действием быстрых нейтронов, образующихся при термоядерной реакции.

3) Вид ядерного взрыва характеризуется расположением центра взрыва по отношению к поверхности земли (воды). Исходя из этого, различают

1) Высотные взрывы.
2) Воздушные взрывы.
3) Наземные (надводные) взрывы.
4) Подземные (подводные) взрывы. (Слайд 4) Приложение 1.

К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
– ударная волна,
– световое излучение,
– проникающая радиация,
– радиоактивное заражение,
– электромагнитный импульс. (Слайд 5)

При взрыве в атмосфере примерно 50% энергии взрыва расходуется на образование ударной волны, 30–40% – на световое излучение, до 5% – на проникающую радиацию и электромагнитный импульс и до 15% – на радиоактивное заражение. Действие поражающих факторов ядерного взрыва на людей и элементы объектов происходит не одновременно и различается по длительности воздействия, характеру и масштабам. Приложение 2.

Ударная волна. (Слайд 6)

Световое излучение. (Слайд 7)

Проникающая радиация. (Слайд 8)

Радиоактивное заражение. (Слайд 9)

Электромагнитный импульс. (Слайд 10)

Доза излучения. (Слайд 11)

Очаг ядерного поражения. Очагом ядерного поражения называется территория, в пределах которой в результате воздействия ядерного оружия произошли массовые поражения людей, животных, растений и (или) разрушения и повреждения зданий и сооружений. Он характеризуется: количеством пораженных; размерами площадей поражения; зонами заражения с различными уровнями радиации; зонами пожаров, затопления, разрушения; частичным разрушением, повреждением или завалом защитных сооружений. (Слайд 12)

Источники радиоактивного заражения.

Основным источником радиоактивного заражения при ядерных взрывах являются осколки деления ядерного горючего, в качестве которого используются уран-233, уран-235 и плутоний-239.Кроме того, в комбинированных боеприпасах используется уран-238.

Другим источником радиоактивного заражения является та часть горючего, которая не участвовала в ядерной реакции. Так как доля ядерного горючего, принимающего участие в реакции деления, сравнительно мала и, по некоторым данным, не превышает 20%, оставшаяся часть ядерного горючего, будучи раздроблена силой взрыва на мельчайшие частицы, также явится источником радиоактивных частиц.

Третьим источником радиоактивного заражения является наведенная активность, возникающая в результате воздействия потока нейтронов, образующихся в момент взрыва, на некоторые химические элементы, входящие в состав грунта и в оболочку ядерного боеприпаса.

В зараженных местностях используются дозиметры и радиометры для определения экспозиционной дозы облучения. (Слайд 13,14,15)

Защита населения от оружия массового поражения – одна из главных задач гражданской обороны. (Слайд 16)

Планируются и проводятся в комплексе три основных способа защиты:

– использование населением средств коллективной защиты;
– использование защитных свойств местности;
– использование населением средств индивидуальной защиты

Помимо этого организуется и проводится всеобщее обязательное обучение населения способам защиты. (Слайд 17)

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе применения ядерного оружия, защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от заражения радиоактивными веществами. (Слайд 18)

Сигналы оповещения гражданской обороны. (Слайд 18)

Сигнал “Радиационная опасность” подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.

По сигналу “Радиоактивная опасность” необходимо надеть респиратор, ватномарлевую повязку, а при их отсутствии – противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. (Слайд 20–24)

Для защиты населения используются коллективные средства защиты. (Слайд 25)

Защитные сооружения – это сооружения, специально предназначенные для защиты населения от ядерного оружия, а также от воздействия возможных вторичных поражающих факторов при ядерных взрывах. Эти сооружения, в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

Кроме того, могут применяться простейшие укрытия – щели.

(Слайд 26–33) Приложение 3.

Для защиты населения используются средства индивидуальной защиты. (Слайд 34)

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных веществ.

Они подразделяются на средства защиты дыхания и средства защиты кожи.

(Слайд 35)

К первым относится фильтрующие (Слайд 36) и изолирующие противогазы (Слайд 37), респираторы (Слайд 38), а также тканевая повязка (Слайд 39) и ватно-марлевые повязки (Слайд 40); ко вторым – одежда специальная изолирующая защитная, защитная фильтрующая и приспособленная одежда населения.

(Слайд 41–44) Приложение 4.

Простейшие средства защиты кожи служат массовым средством защиты всего населения и применяются при отсутствии специальных средств. К простейшим средствам защиты кожи относятся обычная одежда и обувь. Плащи и накидки из хлорвинила или прорезиненной ткани, пальто из драпа, кожи, грубого сукна хорошо защищают от радиоактивной пыли. Для защиты ног рекомендуется использовать резиновые сапоги, обувь из кожи и кожзаменителе с галошами.

Для защиты рук используют резиновые, кожаные перчатки, брезентовые рукавицы, а для защиты головы и шеи – капюшон.

Медицинские средства защиты. (Слайд 45–46) Приложение 5.

Сегодня мы с вами познакомились с видами ядерных взрывов, с мерами коллективной и индивидуальной защиты населения от ядерного оружия, с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. Надеюсь , что этот урок вы хорошо освоили и теперь знаете как вести себя в чрезвычайных ситуациях, сможете защитить себя и своих близких от страшных явлений.

Предлагаю посмотреть последствия ядерных взрывов. (Серия Слайдов.)

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Какие виды ядерных боеприпасов существуют?
2. Назовите виды ядерных взрывов.
3. Какие поражающие факторы ядерного взрыва мы рассмотрели?
4. Как защитится от ударной волны?
5. Как защитится от светового излучения?
6. Чем отличаются защита от проникающей радиации и защита от электромагнитного импульса.
7. Какие способы защиты от ядерного оружия вы знаете?

Рефлексия.

Перед вами изображение ядерного взрыва. Ответьте на вопросы:

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Задание на дом. §114 Упр 14 (6,7).

Литература

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика учебник для 11 кл. “Просвещение” Москва , 2013 г.
  2. Я. Е. Белозеров, Ю. К. Несытов “Внимание! Радиоактивное заражение” Военное издательство министерства обороны СССР Москва 1982.
  3. Пресс-клуб советского комитета.