Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Цель урока: Познакомить уч-ся с именем числительным, как частью речи.
Задачи урока:
1. Научить ставить разные вопросы к количественным и порядковым числительным.
2. Способствовать формированию умений анализировать, использовать порядковые и
количественные числительные в речи, делать обобщение.
3. Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость,
коммуникативные навыки.
4. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважению друг к другу,
тактичности; воспитывать любовь и уважение к родному языку и его истории.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебники “Русский язык 4 класс” (С.В. Иванов “ Начальная школа ХХI века”), тетради, карточки, цветочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Вступительное слово учителя:
– Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие. Мы оправимся в волшебную страну, чтобы попасть в столицу этой страны пригодятся ваши знания по русскому языку и, даже, математике. Смекалка и находчивость помогут преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути.
А поможет нам волшебный цветок Цветик-Семицветик! (Презентация. Слайд 1)
II. Активизация знаний учащихся.
1. Минутка каллиграфии.
Уч. И мы с вами прибываем на границу страны в город Каллиграфию! (Слайд 2)
(Пальчиковая гимнастика.)
Чтобы чистенькими быть,
Надо руки нам помыть!
Мы потрем, потрем ладошки
И похлопаем немножко.
Руки вымыли – посушим.
Что для этого нам нужно?
Кулачками постучали,
Потрясли и ручки взяли!
– Сядьте правильно, пишите аккуратно.
– Написание каких букв будем повторять?
– Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?
Лл Ле ле Ля ля Лю лю
Лети, лети лепесток…
– Что напоминают вам эти слова? Продолжите волшебное заклинание.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.Первый лепесток сорвем,
В Повторяйкино свернем!
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше! (Слайд 3)
III. Работа над новой темой.
1. Постановка проблемного вопроса.
Уч. Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы; местоимения, наречия.
Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.
– Сверьте свою запись ,с записью на доске. (Слайд 4)
– Какие вы слова не выписали? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
– Назовите с какой новой частью речи сегодня будем знакомиться? (Слайд 5)
Отрываем лепесток и говорим волшебные слова:
Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети,
Нас с собою захвати.
За край света улетай
Не в Египет, не в Китай,
Не в страну Финляндию,
А в страну Числяндию!
(Слайд 6)
– Какие же жители живут в этой стране? Почему они живут на разных улицах, вы узнаете, открыв рубрику “ Тайны языка” в учебнике (с 76).
– А вы знаете, как появилось имя числительное? Послушайте любопытную историю.
(Чтение сказки.)
Грамматическая сказка.
Кто подсчитает?
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя
числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями
речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
– Кто за это предложение, прошу поднять руку,– сказал Председатель.
– Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: “Много!”, и Существительное подхватило:
– Много!
Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
Товарищ Председатель, – вступился Глагол. – Существительное не умеет считать по
порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и
множественное со значением неопределенного множества.
Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Отрываем следующий лепесток.
– Мы попадаем в город Объясняйкино. (Слайд 7)
Нам навстречу идут жители этого города. Прочитайте о них стихотворение.
2 гнома .
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2ли
На весах свой вес узнали!
– Почему трудно читать это стихотворение?
– Когда удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда буквами?
– Какая запись числа принята?
– Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”?
(Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного, как части речи, об употреблении его в научном и художественном текстах.)
Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь. От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название “числительное” произошло от слова “число”.
Следующий лепесток:
Лепесток лети, лети!
Подустали мы в пути.
Отнеси куда-нибудь,
Где мы сможем отдохнуть!
– Мы переносимся в город Отдыхайка! (Слайд 8)
IV. Физкультминутка.
V . Отрываем следующий лепесток:
Унеси-ка лепесток
Нас в волшебный городок.
Все ученые страны
В городок тот свезены!
Город этот уважают
Словознайкой называют!
– Как вы думаете, какие числительные живут на ул. Количественной? На
какой вопрос они отвечают?
– А на улице Порядковой? На какой вопрос они отвечают?
Выполните упражнение 1 с 77 по вариантам.
- Выпишет количественные
- Порядковые числительные. (Устная поверка.)
Следующий лепесток:
Лепесток берем шестой –
В город едем непростой!
Нас уже давно там ждут,
Сказки в городе живут! (Слайд 9)
Словарная работа.
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Вопросы: из каких произведений эти строки?
– Отрывок из сказки В.А. Жуковского “Спящая царевна” Из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:
Уч. Выпишите имена числительные. Назовите количественные и порядковые числительные.
Уч. Где ещё очень часто встречаются числительные, в устном народном творчестве?
(В пословицах и поговорках.)
Приведите примеры:
Один в поле не воин.
Убить двух зайцев.
Плакать в три ручья.
Обещанного три года ждут.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо.
Два сапога – пара.
Семь верст до небес….
VI. Закрепление.
Путешествовать приятно,
Но пора и в путь обратный!
А пока назад летим,
Все, что знаем, закрепим!
Самостоятельная работа.
Уч. В карточках запишите предложения, сделайте синтаксический разбор второго предложения.
У про100го 100рожа есть про100рный дом.
Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.
VII. Подведение итогов.
Много мы чего узнали,
Где мы только не бывали!
Вот последний лепесток –
Подведем итог, друзья!
Уч. Что такое имя числительное?
С какими видами числительных вы познакомились? На какие вопросы они отвечают?
Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
(Слайд 10)
VIII. Рефлексия.
У каждого ученика на парте лежат цветочки двух цветов – оранжевый и синий. В конце урока на доске появляется плакат с изображением вазы.
– Если вам урок понравился, все понятно, берете оранжевый цветочек и крепите его на доску, а если вам нужно еще поработать над чем-то, приклеиваете синий цветочек.
Уч. Почему появилась эта ваза? Какой приближается праздник?
Прочитайте стихотворение.
Восьмое марта – день чудесный,
Пришел с весенним солнцем к нам.
Звените радостные песни!
Сегодня праздник наших мам!
IX. Домашнее задание. Упр. 2 с. 77, прочитать рубрику “Путешествие в прошлое”.