Урок на конкурс. 2 класс.
Раздел “Лексика”. “Слова, слова, слова…”.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.
Целевые установки: сформировать представление о синонимах и антонимах, уметь распознавать и применять синонимы и антонимы в текстах, используя при необходимости специальные словари.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомить с особенностями слов – синонимов и слов антонимов в нашей речи, создать условия для осознания значимости употребления их в тексте, формировать умение применять полученные знания на практике, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: формировать умения излагать и аргументировать свою точку зрения, планировать деятельность, формировать навык работы с дополнительными источниками (словарями), активизировать словесно-логическое мышление, расширять кругозор, развивать творчество и обогащать словарный запас, приучать к самостоятельной исследовательской работе, отрабатывать навыки обобщения, доказательства, опровержения.
Личностные: получать навыки сотрудничества с товарищами, воспитывать чувство взаимоуважения, самоконтроля и самооценки учебных действий, формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления, положительную мотивацию к обучению.
Учебные материалы: учебник В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого “Русский язык” 2 класс, проектор, экран, компьютер учителя, диск по русскому языку (приложение к учебнику).
Ход урока
1. Организационный момент. Вы сегодня на уроке сможете получить и применить свои знания. А также ответить на все мои вопросы. Для этого только надо быть внимательными и старательными учениками. Желаю всем успехов.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания, выявления затруднений, если они встретились.
3. Закрепление изученного
Вспомни определения: прямое и переносное значение слов.
Лисья нора/хитрость.
Золотой перстень/характер.
Мягкий воск/ свет/характер/климат.
Минутка отдыха – примеры-шутки.
Писатель К.И.Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значений слов:
– Я в школу не пойду, там на экзаменах детей режут.
– Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
– А я тогда на улицу не пойду.
– Почему?
– А чтоб меня они не ударили!
Найдите многозначные слова.
– Не жалейте пяточка, –
Говорит корова, –
Вы купите молочка–
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
А.Шибанов.
Обобщим: для чего в нашей речи употребляются слова в переносном значении и многозначные слова?
4. Постановка учебной задачи (целеполагание).
На экране высвечивается текст.
Ученики 1а класса готовились к новогоднему празднику. Ученики рисовали маски, вырезали елочные гирлянды. Ученикам было очень весело…
Удачно ли записан текст? Если нет, то что бы вы исправили?
Вспомните, в 1 классе на занятиях “Школы развития речи” (автор Соколова Т.Н.) вам уже встречались слова, которые заменяли по смыслу друг друга, хотя имели разное произношение. Как называются эти слова? А слова с противоположными значениями? Для чего они служат?
Ответы учеников.
– Откроем учебники на стр. 52, 54 и прочитаем правила.
– Редактируем текст.
5. Открытие новых знаний и способов действий.
Подбери синонимы к словам: путь – (дорога), труд – (работа), скоро – (быстро), бал – (маскарад), сражение – (битва), чародей – (волшебник), матрос – (моряк)….
Подбери антонимы к словам: здравствуйте – (до свидания), труд – (отдых, лень), скоро – (медленно) ….
Возникает проблема: как быть, если не получается подобрать нужное слово?
Знакомство со словарями синонимов и антонимов (в учебнике стр.141 и 142).
ВНИМАНИЕ! В ходе урока обязательно обращается внимание на все правила написания употребляемых слов. Повторяются по ходу урока темы правописания безударных гласных и парных согласных, а также правописание непроверяемых гласных в корнях слов.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Упражнение из учебника на изучаемый материал и работа с диском.
– ДИСК задания.
К словам левого столбика подбери синонимы из правого столбика.
Алфавит Огонь Чистый Прыгать Бросать Красный |
аккуратный алый скакать азбука пламя кидать |
Распредели в 2 столбика данные группы слов.
Синонимы | Антонимы |
Чудесный – волшебный, плакать – смеяться, утро – вечер, бежать – мчаться, громкий – тихий.
Подбери синонимы к словам
Родина | мир | ловкий | разговаривать |
Шустрый, толковать, юркий, Отечество, спокойствие, дружба, болтать, Отчизна, беседовать, проворный.
– В пословицах и поговорках найди слова – антонимы:
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Добро помни, а зло забывай.
Новых друзей наживай, но и старых не теряй.
Больше думай, меньше болтай.
Найди синоним к слову “храбрый” и антоним к слову “трусливый”
Добрый, вежливый, смелый.
Работа в парах.
Упр. для закрепления понятий антонимии и синонимии слов. Найди к словам 1 столбика антонимы, а к полученному слову допиши синонимы. При затруднении подбора слов воспользуйтесь словарями синонимов и антонимов.
Исходное слово Антоним Синоним | ||
искусственный | (природный) | естественный |
великан | (карлик) | крошка |
уважение | (презрение) | унижение |
оправдывать | (укорять) | обвинять |
помогать | (мешать) | затруднять |
ВНИМАНИЕ! Иногда подбор синонимов и антонимов зависит от значения словосочетаний:
Свежий хлеб – мягкий хлеб, свежая газета – сегодняшняя газета….
Вопрос. Будут ли эти слова между собой синонимами или антонимами?
Высокая – веселая, красный – сочный, белый – чистый, большой – низкий, шумный – шум. Какие условия должны быть соблюдены, чтоб это были синонимы или антонимы? А чем отличаются синонимы от однокоренных (родственных) слов? (Дорога, путь, дорожка.)
Решите задачи-шутки при помощи синонимов:
- Как написать “мышеловка” пятью буквами?
- Как записать 4 буквами выражение “сухая трава”?
Определите, являются ли выделенные слова антонимами:
Управдом в постель ложится
И встает с нее дрожа:
На подушке не лежится –
Под подушкой два ежа!
С. Михалков.
7. Представление и инструктаж по выполнению домашнего задания.
8. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
Для чего нужны в речи синонимы и антонимы? Делается вывод.
Оцениваются результаты своей работы каждым учеником.