Этнопедагогика якутов

Разделы: Работа с родителями


Введение

Народная педагогика представляет собой результат коллективного творчества трудящихся масс, опыта создаваемого и передаваемого, как правило, посредством живого языка, через семейную практику воспитания детей и устную форму общения. Как педагогическое сознание этноса, она представляет собой целостную систему знаний, отношений, оценок и функционирует как результат совокупной духовной деятельности его представителей. Она существует как комплекс складывающихся в народной жизни традиций, обычаев, установок, норм поведения, передающихся из поколения в поколение.

В суровых условиях Севера у народа саха издавна выработалась в определенной степени присущая только ему самобытная система воспитания. Скорее всего, эта самобытность системы народного воспитания обусловлена специфическими природно-климатическими, социально-экономическими, национально-региональными особенностями якутского края и необходимостью формирования личности представителя северного этноса, приспособленного к жизни и деятельности в суровых условиях.

Педагогические классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. В частности, К.Д. Ушинский считал народное воспитание одним из важнейших факторов, под влиянием которого складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное суждение: “Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития”. Следовательно, народность воспитания является предметом этнопедагогики как отрасли науки.

Понятие об этнопедагогике

Этнопедагогика - наука о народном воспитании, наука об опыте и идеях народной педагогики, это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер и строящаяся на взаимодействии различных гуманитарных наук: педагогики, психологии, этнологии (этнографии), социально-культурной антропологии, теории и истории культуры, этики, эстетики, социологии, религиоведении, теории коммуникации, конфликтологии. Междисциплинарный характер обуславливает сложность научных исследований в области этнопедагогики, но в то же время отражает одну из наиболее актуальных тенденций в развитии гуманитарного научного знания - интеграцию научных областей с целью формирования комплексного системного представления о человеке как объекте этнопедагогического воздействия.

Основная формула этнопедагогики выражена в трех предложениях -вопросительном, повествовательном и восклицательном: Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего!

“Золотое правило” этнопедагогики состоит в следующем: без памяти (исторической) нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности - нет личности, без личности нет народа (как исторической личности).

Этнопедагогическое пространство семьи в наше время

Российская семья сегодня функционирует на грани своих возможностей и, надо честно признаться, она практически находится в экстремальной ситуации. Однако. есть определенные положительные признаки, обнадеживающие улучшение общего положения и позитивного прогнозирования, сохранения семьи как первичного социального института формирования личности.

В последние годы наблюдается тенденция изменения менталитета населения в целом и семьи в частности. Семья приняла на себя ответственность за свое социально-культурное и материальное положение, меняется внутрисемейная система распределения и разделения труда, повысился уровень требовательности и ответственности родителей за воспитание своих детей. Самым главным условием положительного разрешения этих проблем является жизнедеятельность семьи, т.е. динамический процесс, многофункциональной по своей сути и охватывающий различные сферы социального бытия. Особое место в этой сфере занимает воспитание детей и организация социализации их в современной реальной обстановке. В связи с этим очень важно понимание семьи как социокультурного феномена, функцией которого является трансляция и воспроизводство культурно-нравственных норм, ценностей и идей. неоценимую роль в этом процессе играют такие факторы, как общечеловеческие и национально-ментальные ценности, семейные традиции и обычаи, общий уровень культуры и образованности самих родителей.

Главным источником и тех и других ценностей, как правило, является сама семья - тот микросоциум, этнопедагогическое пространство, откуда ребенок с самого раннего возраста черпает моральные нормы, приобретает жизненный опыт, получает нравственные знания, вырабатывает нравственные навыки поведения. Надо заметить также, что сделать правильный нравственный выбор в жизни сложно не только детям, даже взрослым. Родителям сегодня как никогда нужны воспитательные ориентиры, вызванные новыми социокультурными условиями. Эти условия ставят перед ними новую задачу – формирование у детей таких качеств как практичность, самостоятельность, предприимчивость, расчетливость и др. Каждый родитель закрепляет в своем сознании те нравственные нормы, знания, ценности, которые считает приемлемым и нужным. Тем не менее. общие фразы в форме нравоучений являются зачастую пустыми и недейственными лишь потому, что, к сожалению, нередко, не осознавая степень своей антипедагогичности, родители являют собой яркий отрицательный пример.

В последнее время наблюдается так же, что многие семьи столкнулись с реальными потребностями формирования устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, которые несут агрессивное наступление на детские умы, беспредел поведения, включая насилие, убийство и др. примеры социального зла. В этих условиях, как подтверждает практика, семьи оказываются недееспособны в реализации новых задач формирования личности – гармонически развитой и всесторонней. Этому свидетельствуют и явные распространенные виды нарушений родительского поведения: это недостойное поведение и дисгармония отношений родителей; морально-нравственные унижения, ограничения , ложь по отношению к детям; пренебрежение родителями взглядами и интересами ребенка, необоснованные наказания детей за привычки, принятые из субкультуры молодежи; отсутствие социальных и материальных условий для учебы и для досуга детей и др.

Тем не менее, несмотря на все это необходимо в детях зародить основы нормы поведения и морали, освоения ценностей – личностных, семейных, общенациональных и общечеловеческих. Это значит создать в нем “тот базисный духовный компонент, определяющий сущность внутреннего мира ребенка, направленность. воплощающую в мировоззрении, убеждениях, знаниях, умениях, навыках, в отношениях, в деятельности и общении” (Б.Т. Лихачев).

Общечеловеческие ценности – это те, которые сближают и роднят различные. На протяжении многих веков у различных народов сложились единые общие цели – это неотъемлемое и святое право человека на любовь, образование, культуру, здоровый образ жизни, свободу и достоинство. Наряду с этими понятиями на первый план выдвигается необходимость психолого-педагогической и этнопедагогической образованности и повышение уровня общей и педагогической культуры родителей. Полноценное воспитание детей в семье возможно только при условии сохранения и развития традиционных систем, ценностей родственных отношений, гармонии взаимоотношений, гармонии взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Этнопедагогическое пространство семьи – это уклад семейной жизни, семейные традиции, обычаи, обряды, являются весьма эффективными и устойчивыми в формировании ценностных ориентаций детей в семье. Они несут неоценимый воспитательный потенциал “домашней педагогики”, живущей веками и несущей народную мудрость во все времена.

Особенности этнопедагогики якутов

Народная педагогика - самый древний вид общественной жизни этносов.

Веками формировалась система семейного воспитания, в которой отражен обобщенный опыт народных знаний. средств и умений подготовки детей к жизни и труду. Поэтому в современных условиях велика значимость наследия семейной педагогики. рациональных способов воспитания, обучения и развития детей, использования проверенного практикой воспитательного потенциала семьи.

Воспитание детей в труде связано с основными направлениями подготовки в духе национальных традиций, которые олицетворяют собой трудолюбие, выносливость, сноровку, учит хозяйственности, умелому планированию быта и жизни наряду с умственным развитием.

Народная педагогика якутов большое значение придает воспитанию в детях трудолюбия, работоспособности и серьезного отношения к труду, чему способствует наличие следующих необходимых условий:

Сама природа. Ребенок постоянно бывает на свежем воздухе, загорает. получая от природы живительную силу, жизненную энергию.

Ребенок должен усердно овладевать тем или иным видом деятельности, доводя качество выполнения задания до уровня скрупулезности. Тогда он сумеет научиться преодолевать любые трудности, любые тяжелые трудовые повинности.

Способность доводить до конца намеченную работу. Порой природные и хозяйственно-бытовые обстоятельства вынуждают работать с раннего утра до позднего вечера. В труде принимают участие все члены семьи. Трудясь в таком напряженном ритме, дети привыкают к работе в духе солидарности, сплоченности и без лишних затруднений завершают начатое.

Стремление выполнить намеченное независимо от обстоятельств. Для выработки этого качества ребенок должен уметь трудиться с усердием, не пытаясь отложить дела на другой срок или переложить их на других. Отложенная работа часто отрицательно влияет на сознание ребенка, у него может появиться привычка отказываться от нее, обусловливая свой отказ поиском каких-либо причин, чтобы переложить свои дела на плечи других. Понятно, что из таких детей впоследствии могут вырасти недобросовестные люди с поверхностным отношением к труду.

Всегда аккуратно, умело и добросовестно выполнять любые хозяйственно-бытовые работы. При этом большое внимание следует уделять поддержанию хорошего настроения ребенка на момент начала выполнения тех или иных видов работ. Это придает ему уверенность в успехе и энергию для выполнения намеченного.

Нужно, чтобы ребенок всем сердцем чувствовал ответственность и важность выполняемых работ, сам сумел овладеть определенными трудовыми навыками. Надо, чтобы дети с ранних лет чувствовали радость от результатов своего труда. Все эти качества, связанные с сознательным отношением к труду и умением целенаправленно поддерживать трудовую дисциплину, ребенок получает, непосредственно участвуя в выполнении хозяйственно-бытовых работ.

Этнопедагогику якутов схематично можно представить следующим образом:

Принципы:

  • природосообразность (знание закономерностей и явлений природы, уважительное и бережное к ней отношение);
  • культуросообразность (знание культуры своего народа, его духовных и материальных ценностей- литературы, истории, музыки, фольклора, религии, изобразительного и прикладного искусства), уважительное отношение к культуре других народов);
  • связь с жизнью (мировосприятие и миропонимание, знание основ развития человеческого общества);
  • народность (знание истории своего народа, уважение к его традициям и обычаям. духовным этническим ценностям, любовь к родной земле).

Функции:

  • подготовка к труду;
  • подготовка к жизни в общине;
  • подготовка к семейной жизни.

Компоненты:

  • педагогика быта;
  • педагогика семьи, рода, племени, народности, нации.

Факторы:

  • родное слово;
  • игра;
  • природа;
  • дело;
  • общение;
  • традиции;
  • быт;
  • религия;
  • искусство;
  • пример.

Методы и приемы:

  • разъяснения, поверье; беседы, пожелания, совет; намек, одобрение, упрек; благодарность, уговор; запрет, личные пробы.

Средства воспитания:

  • песни, благословение; загадки, пословицы; поговорки, сказки, легенды, предания и др.

Воспитатели:

  • семья, родственники, умельцы, мастера, община, народ.

Таким образом, этнопедагогика якутов обрела вполне четкие контуры, которые отличают ее от народных педагогик других этносов.

Она нашла достойное место в школах республики, где сильны этнические корни, не потеряны связи с культурой, историей и обычаями своего народа.

Заключение

Таким образом, большинство исследователей сходятся на том, что будущее России должно быть связано с ориентацией образования и воспитания на национальную основу. При этом суть национального образования состоит в том, чтобы на начальном этапе осуществлять воспитание на традициях своего народа, а далее круг воспринимаемых идей расширяется до мировых общечеловеческих представлений, при этом патриотические начала сохраняются и укрепляются.

Список использованной литературы.

1. Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 24 июня 2004 г. / ред. коллегия: Ф.В. Габышева, Е.П. Никифорова, А.А. Григорьева, М.Н. Егоров, С.А. Кочнева, А.Н. Васильева, Н.И. Цыпандина/-Якутск: Издательство ЯГУ, 2004.-227 с.

2. Этнопедагогические аспекты реализации приоритетного национального проекта “Образование”: Сб. матер. респ. науч.- практ. конф. 17 декабря 2007 г./ Сост. А.А.Григорьева, Е.А.Барахсанова, Л.С.Ядрихинская, М.Н. Кардашевская.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007.-160 с.

3. Этнопедагогика: учеб. пособие для. высш. учеб. заведений\Л.Н Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.-2-е изд., стер.-М.:Издательский центр “Академия”, 2008.-240 с.

4. Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски. Матер. респ. научно-практ. конференции 14 июня 1999г. Якутск. ред\ коллегия: А.А. Григорьева, У.А. Карамзина. Пед. институт ЯГУ, 2000.