Цель: Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.
Форма проведения: деловая игра “ Театр и дети”.
Предварительная работа.
- Проведение теоретического семинара по видам театральной деятельности;
- Смотр-конкурс театральных уголков во всех возрастных группах;
- Организация выставки “ Салон кукол”;
- Проведение открытого просмотра занятия театрального кружка;
- Организация выставки в методическом кабинете “ Готовимся к педсовету”;
- Видеосъёмка фрагментов из опыта работы воспитателей разных возрастных групп “Театральный калейдоскоп”.
- Тематическая проверка “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.
Повестка дня.
- Сообщение заведующего “ Театрально – игровая деятельность в ДОУ”.
- Подведение итогов тематической проверки “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.
- Подведение итогов смотра-конкурса театральных уголков. Награждение победителей.
- Деловая игра “ Театр и дети”.
- Разработка и принятие решения педагогического совета.
- Рефлексия.
Ход педсовета
Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).
Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.
В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.
Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.
Выступление заместителя заведующего по УВР.
Итоги тематической проверки “ Взгляд через розовые и тёмные очки”. Используются две театральные маски – розовая и чёрная. Взгляд через розовые очки – достижения педагогов в данном направлении, взгляд через тёмные очки – недостатки. Подведение итогов смотра – конкурса театральных уголков.Награждение победителей.
Деловая игра “ Театр и дети”
Педагоги заранее разделены на творческие группы “ актёры”, “ работники театра”, “ зрители”, “ критики”, “режиссер и помощник режиссера”.
Режиссер (заведующий) представляет участников.
Театральная разминка.
Режиссер называет слова (суфлёр, партер, мимика, бенефис, галёрка), а педагоги называют их значение. Желающий дать ответ поднимает театральную маску.
Помощник режиссера объявляет первое действие:
“Руководство театрализованными играми и различные виды театра”
Выступает творческая группа педагогов “ актёры”.
Сообщение воспитателя первой младшей группы
“Театральные ступеньки”
Занимаясь с детьми театром, мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления: театр игрушек, театр картинок и пальчиковый театр. Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение.
Вопрос от критиков: Уважаемые коллеги, а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?
Ответ: ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.
Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков).
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась-
И на лапках грязь осталасьПолотенце в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот-
Может заболеть живот.Так что дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
руки мыть перед едой.
Сообщение воспитателя второй младшей группы “Малыши и театр”
Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.
Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр, показывая действия героев.
Фрагмент из сказки “ Репка”.
Дед: Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!
Бабка:
Прожила я лет немало, но такого не видала....
Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!
Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку...
Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей. После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться, предоставляем место для развёртывания творческой игры.
Сообщение воспитателя средней группы.
В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.
Пример: Демонстрация пальчиковой гимнастики.
В результате наши куклы оживают.
Сообщение воспитателя старшей группы
Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа.
Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям. Знают правила поведения в театре. Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты.
Демонстрация куклы – марионетки (под детскую песенку )
Помощник режиссера: антракт. Буфет мы вам не предлагаем, а немного поиграем в необычном оркестре. Педагоги импровизируют на музыкальных инструментах, изготовленных по принципу К. Орфа.
Действие второе “ Знакомство с основами драматургии и актёрского мастерства”.
Выступает творческая группа “ Работники театра”.
Сообщение музыкального руководителя о роли музыкального оформления в играх- инсценировках и работе театрального кружка. Просмотр видеофильма “Театральный калейдоскоп”.
Вопрос от критиков: важно с раннего детства приобщать малышей к театру, но учитывая его индивидуальные особенности и возможности. Не всякую роль ребёнок может выполнять. Какими качествами обладает ребёнок – актёр, ребёнок – режиссер, ребёнок – зритель, ребёнок – декоратор?
Ответ: дискуссия педагогов.
Сообщение логопеда “Развитие выразительной речи через театрализованную деятельность дошкольников”.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал “ Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи огромную помощь оказывают занятия артикуляционной гимнастикой.
Например, покусайте кончик языка – “так мама шинкует капусту”, язык- тоненькая иголочка “ ставим укольчики” поочерёдно в каждую щёку и др.
В развитии дикции помогут скороговорки (педагоги называют знакомые скороговорки).
А в развитии интонационной выразительности речи помогут такие упражнения как воспроизведение слов, фраз, отрывков литературных произведений, используя различные эмоциональные состояния.
Задание: Произнесите фразу “Молодец” (тихо, громко, таинственно, возмущённо, радостно).
Вопрос от режиссера. На какие два вида делятся театрализованные игры?
Ответ: Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В режиссерской игре “ артистами” являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность, как сценарист и режиссёр, управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.
В играх-драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образы животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Игра “Инсценированная сказка”.
“Актёры”, “зрители”, “работники театра”, выбирают сказку по своему усмотрению и изображают её с помощью пантомимы. Кто готов поднимают маску и показывают сказку. Остальные участники игры – пробуют отгадать её название.
Действие третье – заключительное “Театрально – игровая деятельность в семье”.
Выступает творческая группа педагогов “зрители”
Сообщение воспитателя “Домашний театр”
В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству: подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают: игрушку сломал... Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра”. Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра. И самое главное: весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”.
Вопрос от критиков : ваши трудности в работе по данной проблеме?
Результаты работы :
- для вас;
- для детей;
- для родителей.
Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принёс пользу;
- Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
- Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
Используемая литература.
1. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005
2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007
3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009