Ученик не сосуд,
который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Цель урока:
- учебная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи; сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; формирование коммуникативных и познавательных компетенций, учащихся через применение информационно – коммуникативных технологий на уроках искусства;
- воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; продолжить формирование эстетического восприятия произведений искусства;
- развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.
Тип урока: интегрированный урок.
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Инструментарий:
- интерактивная, мультимедийная экскурсия, (презентация), компьютер, проектор, экран);
- компьютеры с выходом в Интернет;
- тетради;
- творческие задания.
Задачи урока:
- выполнение учащимися самостоятельной работы в группах (создание буклетов Государственной Третьяковской галереи);
- знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
Проверка присутствующих на уроке учащихся.
II. Основная часть.
1. Мотивация учебной деятельности.
Дорогие любители виртуальных путешествий и экскурсий. Сегодня мы в очередной раз отправимся на виртуальную экскурсию в одно из интереснейших мест, не выходя за пределы класса.
2. Актуализация знаний учащихся.
Но прежде чем мы начнем нашу экскурсию нам необходимо вспомнить, как называется…Учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе (Слайд №2)
Кто ответит?
(вызывается учащийся, работает на интерактивной доске и дает полный ответ).
(Слайд №3)
Коллекции художественных музеев различны. В одних музеях собрано искусство своего народа. Другие музеи хранят искусство разных стран мира.
Как называются эти музеи? Назовите их. (Слайд №3)
(Слайд №4, 5)
Назовите этот музей, где он находится?
Обобщение ответов учащихся:
Я довольна вашими ответами, они были блестящи (отличны), предыдущее виртуальное путешествие, не прошло напрасно вы хорошо усвоили материал прошлого урока, и теперь мы можем продолжить наши виртуальные экскурсии по музеям мира.
2. Изучение нового материала (интерактив).
(Слайд №7)
Сегодня мы отправляемся в Москву в Третьяковскую галерею - первый музей русского искусства в Росси.
(Запишите тему урока “Третьяковская галерея”).
(Слайд №8 + панорама)
Третьяковская Галерея находится в старой части Москвы, в Замоскворечье. Если Вы считаете себя ценителем национального изобразительного искусства, или просто хотели бы с ним ознакомиться – тогда Вам именно сюда!
Тихий Лаврушинский переулок, где за оградой стоит сказочный дом-теремок Третьяковской галереи, который знают не только москвичи. Сейчас в этом здании размещена основная часть собрания, включающая в себя экспонаты XI-XIX веков.
(Слайд №9)
Третьяковская галерея – это музейное объединение, в состав которого, помимо Исторического здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, входят: Инженерный корпус, в нем проводятся временные выставки, Здание на Крымском Валу, тут представлено искусство ХХ века, Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, и персональные музеи А.М. Васнецова, В.М. Васнецова, Анна Семеновна Голубкиной и П.Д. Корина.
(Слайд №10)
Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю развития национального искусства. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856г., такой сохранилась она до наших дней.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания картин к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. В 1902—1904 годах, появился знаменитый фасад, выполненный архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова в так называемом “русском стиле”, он давно стал эмблемой музея.
Во время просмотра слайдов постарайтесь выполнить задание в тетради: заполни таблицу, назовите название и автора картины, отметьте, известна ли вам эта картина была ранее или вы узнали о ней сегодня. (Приложение 1)
Теперь дело за вами, уважаемые экскурсоводы. Ведите свою группу по залам галереи. Расскажите, как начиналась галерея, какие шедевры представлены здесь.
Экскурсовод 1.
В 1856 году для своей будущей коллекции молодой Третьяков (Ему тогда было24 года) приобрел первые работы современных ему русских художников Н.Г. Шильдера “Искушение” и Худякова В. Г. “Стычка с финляндскими контрабандистами”, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства.
(Слайд №11) Перед вами картина Николая Густовича Шильдера - “Искушение”.
Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство. Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние... Шильдер усиливает трагизм ситуации мрачным колоритом, мимику и жесты героев делает более резкими.
(Слайд №12 +панорама). Картина Худякова Василия Григорьевича “Стычка с финляндскими контрабандистами” написана в 1853г.
Когда будете в Третьяковской галерее, не пропустите эти небольшие картины, скромно притаившиеся среди великих сокровищ русской живописи – именно с этих картин и началась Третьяковская галерея. И именно с них на протяжении многих десятилетий начинаются экскурсии в Третьяковке.
Экскурсовод 2. (Слайд №13)
В Третьяковской галерее сосредоточено богатейшее собрание Древнерусской живописи XI-XVII веков, которое представлено работами иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
(Слайд №14)
В галерее можно увидеть произведения выдающихся художников XVIII - первой половины XIX века. П.М. Третьяков старался приобрести в свою коллекцию все самое лучшее. У московского губернатора Перьфильева Третьяков приобретает “Портрет М.И. Лопухиной”, созданный В.Л.Боровиковским в 1797 году.
(Слайд №15 просмотр видио)
(Слайд №16) (Экскурсовод комментирует произведения, появляющиеся на слайде).
Но большая часть произведений искусства 18 века поступило в галерею уже после смерти Третьякова.
Перед вами залы галереи, где собрано искусство 18 – начала 19 века.
Экскурсовод 3.
Люди уходят, лица их забываются, поэтому к концу 1860-х гг. Третьяков задумал создать портретную галерею российских писателей, композиторов.
Многие из портретов – были написаны Василием Григорьевичем Перовым, мастером психологического портрета. В портретах Перова по немногим деталям, позе, жестам, костюму мы всегда можем представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает.
(Слайд №17)
Перед вами портрет драматурга Александра Николаевича Островского кисти В.Г. Перова, который был выполнен по заказу П.М. Третьякова, это портрет стал одним из лучших произведений в ряду других великолепных портретов, написанных в начале 70-х годов XIX века.
На нем Островскому 48 лет. Колоритный образ знаменитого московского драматурга. Грузная фигура писателя ясно читается на темном фоне. От портрета веет удивительной теплотой и уютом. Облаченный в теплый домашний халат, Островский удобно сидит, слегка наклонившись вперед и как бы обращаясь к зрителю. Особое спокойствие и доверительность придает портрету взгляд светло-серых глаз, обращенный на собеседника.
(Слайд №18)
Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя, этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. Облик Даля напоминает образы святых старцев Древней Руси.
(Слайд №19)
Узнав, что Николай Алексеевич Некрасов тяжело болен, Третьяков пишет Ивану Николаевичу Крамскому: “…хорошо очень было бы, если удалось бы успеть написать Некрасова, уж очень рад я был”. Крамской выполнил просьбу П.М. Третьякова, целыми днями дежурил в квартире Н.А. Некрасова, ожидая, когда на 15-20 минут можно будет войти к больному. В результате рождается не только портрет, но и картина “Н.А. Некрасов в период “Последних песен”.
(Слайд №20)
Среди целого ряда портретов Ильи Ефимовича Репина один из самых замечательных – портрет самого П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи.
Портрет не выделяется темпераментностью кисти и живостью колорита. Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Художник нашел сдержанную, суховатую манеру письма.
Портреты – они хранят нам ныне лица людей давно ушедших, но талантом, своим возвеличившим славу России.
Экскурсовод 4.
(Слайд №21)
В Академии художеств на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок П.М.Третьяков приобретает картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.
(Слайд №22)
С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную пейзажную живопись пришло новое понятие – пейзаж-настроение. Не случайно этот пейзаж 19-летнего художника приобрел с выставки коллекционер П.М. Третьяков, следивший за каждой его новой работой. Уже при жизни Третьякова в галереи сложилась лучшая, самая значительная левитановская коллекция. (“Осенний день в Сокольниках”).
(Слайд №23)
Иван Иванович Шишкин – богатырь русского леса. Для него природа прекрасна сама по себе. Шишкин Иван Иванович - один из гениальных русских пейзажистов, живописец, рисовальщик. Его называли “лесным богатырем-художником”, “царем леса”. Перед вами картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”
Есть ли в России живописное полотно, популярнее этого?
(Слайд №24)
Я уверена, что автора следующих работ вы назовете сразу. Вот его работы: “Аленушка”, “Иван-царевич на Сером волке”, “Снегурочка”, “Богатыри”. Конечно, это Виктор Васнецов.
“Богатыри” - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. Могучи, спокойны, уверены в силе своей русские богатыри. Надежно охраняют они границы Русского государства.
Экскурсовод 2.
В последние годы жизни Третьякова Галерея пополнилась работами молодых художников – В. Серова, И. И. Левитана, портретами И. Е. Репина, М. Врубеля. Они несли в искусство новые идеалы, новые формы.
(Слайд №25)
“Девочка с персиками” Валентина Серова - на картине изображена Вера Мамонтова - дочь С.И. Мамонтова, известного мецената. Эта картина принесла Серову такую известность, что он стал получать заказы на портреты даже из семьи императора Николая II.
(Слайд №26)
К концу 90-х годов Третьяков сближается с кругом талантливой художественной молодежи, в который входит и Михаил Александрович Врубель. Многие современники Врубеля, в том числе и П.М.Третьяков долго не понимали его. Но все же прозорливый П. М. Третьяков приобретает эскиз “Хождение по водам”, который был выставлен им в галерее. Известная картина М.Врубеля “Демон”, была приобретена в галерею уже после смерти Третьякова.
(Слайд №27)
Уже тяжело больной Третьяков, в 1898 году едет в Санкт-Петербург на выставку, где делает последнюю свою покупку — эскиз Левитана к картине “Над вечным покоем”. Левитан так глубок, драматичен здесь. Грустно смотреть на этот необозримый простор воды и неба, на старенькую церквушку, одиноко светящееся оконце, покосившиеся кресты забытых могил. Стоя у этой картины, чувствуешь одиночество, безысходность, неизбежный уход в небытие.
Учитель. (Слайд №28)
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием “Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых”. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 83 работы европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
За этот дар царь хотел даровать Третьякову титул дворянства, - Я купцом родился, купцом и умру, — ответил Павел Михайлович.
Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почётный гражданин города Москвы.
Павел Третьяков умер 27 (4) декабря 1898.
Собрание Третьяковской галереи сейчас насчитывает около 150 тысяч произведений.
Гордостью коллекции являются картины таких великих русских художников, как И.Е. Репин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека, П.П. Кончаловский, В.И. Мухина, Ю.И. Пименов, Т.Н. Яблонская, и многих других.
Современная галерея постоянно пополняет собрания, приобретая произведения ведущих художников всех поколений.
Третьяковская галерея сегодня – это не только хранилище сокровищ отечественного культурного наследия, но и крупный научный центр, занимающийся реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.
4. Обобщение и выводы.
Сегодня мы с вами побывали в Третьяковской галерее, узнали с чего началась знаменитая Третьяковка.
III. Закрепление и углубление знаний учащихся.
1.Фронтальная беседа.
В течение экскурсии вы вели записи. Хотелось бы, чтобы вы их озвучили, рассказали
Какие произведения и их авторы были вам уже известны? А какие стали для вас открытием?
Наша экскурсия закончена, виртуальный музей закрыт, но мне очень бы хотелось, чтобы на этом ваша экскурсия в галерею не закончилась, а продолжалась уже реально в стенах галереи и ее филиалов. Я уверена вы не останетесь равнодушными.
Спасибо экскурсоводам. Вы подготовились сегодня отлично.
2. Домашнее задание (записано на доске)
Стр. 48 – 53, а также предлагаю выполнить работу по созданию буклета Третьяковской галереи, или афиши выставки современного вам художника
- Кто знает современных художников с мировым именем?
- Кто скажет, в каких программах следует проводить эту работу?
- создание буклета, в программе Publisher, создание афиши в программе Paint
(Слайд №33)
Показать примеры буклетов (показ уже готовых буклетов)
VI. Рефлексия (Приложение 2)
Если вам сегодня была интересна наша экскурсия, и вы бы хотели продолжить такие экскурсии в дальнейшем, подойдите к компьютерам, откройте папку “Третьяковка”, выберите соответствующий вашему желанию смайлик.
Урок закончен. Всем спасибо!
Литература и информационные источники.
1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская – Искусство 8-9классы, Просвещение 2011г.
2. И.И. Пикулев – Русское изобразительное искусство, Просвещение 1977г.
3. Детская энциклопедия в вопросах и ответах “Мир культуры”, Смоленск “Русич”, 2001г.
4. Г.И.Данилова – мировая художественная культура 10, 11класс, Дрофа, 2010г.
5. http://www.googleartproject.com/collection/the-state-tretyakov-gallery/artwork/demon-sitting-mikhail-vrubel/324437/museumview
6. http://www.googleartproject.com/collection/the-state-tretyakov-gallery/artwork/portrait-of-milopukhina-vladimir-borovikovskiy/327423/museumview/
7. http://www.googleartproject.com/collection/the-state-tretyakov-gallery/artwork/holy-trinity-troitsa-andrey-rublev/324417/museumview/
8. http://www.googleartproject.com/collection/the-state-tretyakov-gallery/museumview/
9. http://virtour.ru/pano.php?id=152&mar=4
10. http://www.hydojnik.ru/Levitan/
11. http://www.hydojnik.ru/Savrasov/
12. http://www.hydojnik.ru/Shishkin/
13. http://www.hydojnik.ru/Vasnetsov/
14. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/